Ответственность за просрочку доставки груза автомобильным транспортом. За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает штраф грузополучателю, а не грузоотправителю

Марина Николаевна (30.09.2017 в 16:53:35)

От транспортной компании Вы вправе требовать компенсацию за просрочку доставки груза в виде штрафа (пени), которые должны быть указаны в договоре между Вами и перевозчиком. Если такого нет, то публичный договор должен быть выложен на сайте транспортной компании. Если ответственность за доставку груза не предусмотрена, то перевозчик будет нести ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством. Вина транспортной компании за просрочку доставки груза презюмируется. "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика 11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки. Вы должны написать претензию транспортной компании с требованием уплаты положенного штрафа. Если в добровольном порядке не возместит, тогда придется обращаться в суд. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 22.12.2016) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров 63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется: а) в городском, пригородном сообщении - в суточный срок; б) в междугородном или международном сообщениях - из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки. 64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию: а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки - при перевозке в городском и пригородном сообщениях; б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, - при перевозке в междугородном сообщении. В свою очередь, если договором между Вами и сервисом предусмотрены сроки предоставления запчастей, то Вы должны заплатить деньги за несоблюдение сроков предоставления необходимых для ремонта запчастей. Если Вы в добровольном порядке не возместите, тогда сервисная организация вправе обратиться в суд за возмещением понесенных убытков. Буду благодарна за отзыв и оценку ответа. [email protected]

Сроки доставки товара определяет пункт 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства № 272 от 15 апреля 2011 года.

Если срок не оговорён сторонами специально, то нормой считается 24 часа на 300 км пути. Как видно, у перевозчика остаётся много времени для доставки груза.

Ответственность перевозчика за соблюдение сроков установлена статьёй 34 Устава автомобильного транспорта (ответственность отправителя - 35-я статья того же Устава). В части 11 этой статьи указывается, что перевозчик обязан выплатить получателю сумму, равную 9% от суммы провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки. При этом общая сумма штрафа не может превысить сумму, выплачиваемую за весь провоз груза. Отсчёт просрочки начинается после 24-хчасовго опоздания, т.е. спустя полные сутки после оговорённой даты и часа доставки. Время прибытия перевозчика к точке отгрузки считается по отметке в транспортной накладной, отсчёт начала погрузочных работ начинается в момент предъявления шофёром путевого листа.

При отказе получателя делать отметку о прибытии, рекомендуется сделать её в одностороннем порядке с привлечением к операции свидетелей, а ещё лучше - сотрудников компании получателя.

Уменьшить размер штрафа невозможно, но у грузоперевозчика имеется возможность освобождения от штрафа за просрочку доставки груза по следующим пунктам 36-й статьи Устава автомобильного транспорта:
- Доставке в срок помешали обстоятельства непреодолимой силы (революция, война, стихийные бедствия);
- Доставка невозможна из-за причин независящих от перевозчика;
- Действует правительственное ограничение на передвижение по дорогам.

Правила оперируют не только термином «просрочка», но и «опоздание» – таковым считается задержка подачи машины в зону погрузочных работ более чем на два часа. Наказание за нарушение при погрузке устанавливает 34-я статья УАТ, погрузку контейнеров – статья 11. Срыв погрузки раскладывается на термины «простой», «непредъявление груза», «невывоз», «несвоевременная подача ТС» (статья 10 УАТ). Время прибытия считается равным времени предъявления водителем путевого листа и документов, пригодных для установления личности. Как уже говорилось выше, в случае отказа делать отметку о прибытии, необходимо поставить её с привлечением свидетелей, а при получении иска за срыв погрузки, предъявить суду также данные из навигационной системы машины.

Непредъявление груза влечёт за собой выплату штрафа отправителем, равную 20 % (если в договоре не указано иной суммы) от общей стоимости перевозки груза (ч.1 статья 35 Устава). Помимо этого перевозчик может отказаться от исполнения договора и потребовать дополнительной платы за причинение ему ущерба, связанного с простоем транспортного средства.

Время погрузочно-разгрузочных работ вычисляется по приложению № 6 к ППГАТ (правила перевозок). Согласно этому приложению, первая тонна в кузов-фургон загружается 13 минут, все последующие – 3 минуты, т.е. на 20 тонн должно приходиться не более 70 минут (начиная с отметки в путевом листе), после чего начинается отсчёт простоя. Штраф за простой выплачивается за каждый полный час, согласно следующим нормам:

Перевозка по городу и пригороду – 5% выплачиваемой за провоз суммы;
- Междугородние перевозки – 1% стоимости суточного провоза;
- Дополнительные 100% штрафа выплачиваются за простой специализированного ТС (рефрижераторы, автопогрузчики).

За опоздание (п.25 Правил) грузоперевозчик выплачивает такой же штраф, какой выплатил бы ему отправитель в случае простоя. Однако помимо требования выплатить штраф за срыв загрузки, отправитель может отказаться работы с перевозчиком. Данные нарушения определяются терминами «непредоставление» и «несвоевременное предоставление транспорта». 20% выплачиваются перевозчиком за невывоз по его вине. Полный час опоздания штрафуется также, как час простоя (ч.1 34-й статьи Устава автомобильного транспорта).

Просрочка доставки может стать причиной серьёзного вреда для получателя, особенно когда речь идёт о подверженных порче грузах. За этот ущерб получатель может потребовать отдельной платы. Несмотря на довольно точные, почти европейские определения, прописанные в Правилах и Уставе, процесс приёма груза и начала выгрузки имеет не до конца освещённые моменты. Добиться отметки в ТТН водитель, может быть, в силах, но действия при отказе получателя принять груз нормирует п. 67 Правил, имеющий некоторые нюансы:

Перевозчик должен сообщить отправителю о прибытии груза в таком виде, чтобы это могло быть установлено судом (телеграмма, заказное письмо);
- Отправку уведомления следует посылать по всем адресам (фактический, адрес офиса, юридический) – непринятие телеграммы будет означать, что офис компании находится в другом месте;
- При приёме груза получатель может предложить перевозчику забрать груз себе для дальнейшей реализации (право имеется у получателя только при работе со скоропортящимся грузом) – 6-й пункт 15-й статьи Устава а.т.
Акт об отказе принять груз с указанием суммы штрафа за срыв отгрузки, может быть составлен водителем за пределами территории с привлечением свидетелей. Недобросовестный получатель может сознательно лишать водителя доступа к территории, рассчитывая получить штраф за просрочку доставки груза. Для доказательства вины получателя (посредника) потребуются зафиксированные данные о пробеге, распечатки из автонавигатора. Полностью решить проблему могло бы применение тахографа, но применение таких устройств означает и полное соблюдение условий труда водителя.

Штрафы за срыв загрузки УАТ и ППГАТ определяют довольно точно, но срок непредъявления груза (ст. 10 п.4 УАТ) фактически оставляется на усмотрение сторон. Ввиду этого срок предъявления груза, равно как и определяющий невывоз срок подачи ТС, необходимо точно указывать договоре. К составлению актов отсылает 79-й пункт ППГАТ. Согласно этому разделу Правил иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, равно как и иск о срыве погрузки, должен предварять один из следующих актов, составляемых заинтересованной стороной в тот же день (или на следующий, при невозможности составить его сразу же):

Непредоставление ТС для погрузки;
- Задержка с подачей ТС;
- Невывоз по вине перевозчика;
- Просрочка доставки;
- Простой ТС во время погрузки;
- Непредъявление груза для транспортир

Акт может быть составлен без участия второй стороны, но отметка о его составлении должна быть сделана в ТТН. Другой стороне должно быть направлено уведомление. Заказ-наряд, ТТН, сопроводительная ведомость должны содержать краткое пояснение причин и обстоятельств составления акта, а также размер требуемой компенсации, будь то штраф за просрочку доставки груза, простой, невывоз или штраф за срыв загрузки. Сам акт составляется людьми, уполномоченными на это в соответствии с законом.


ОТПРАВЬТЕ ТТН и ДОГОВОР (ДОГОВОР-ЗАЯВКУ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА С КОНТРАГЕНТА

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9 % платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТ и ГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т. д.

Воздушный кодекс в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на внутреннем водном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями – на двое суток, при перевалке остальных грузов – на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судочасовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, Правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз «Булунгур-2» в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

Срок доставки – это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

И если товар пришел с опозданием, то наступает ответственность перевозчика за просрочку доставки груза. Ее пределы могут быть прописаны как в соглашении сторон, так и в локальных документах в сфере тех или иных перевозок.

В этой статье:

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

Если в договоре не закреплены санкции к транспортной компании за задержку в доставке груза, то следует обратиться к положениям нормативных документов, регулирующих перемещение товаров определенным видом транспорта. Это могут быть правила, кодексы (например, воздушный), уставы и т.д.

Например, последствия задержки доставки груза поездом предусмотрены в ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ. Согласно данной норме за несвоевременную передачу груза предусмотрена неустойка в размере девяти процентов от стоимости перевозки по каждому дню просрочки.

Подобные нормы, предусматривающие взыскание штрафа за просрочку доставки груза, существуют и при перевозке воздушным, автомобильным и водным сообщением. Поэтому, готовя обращение к перевозчику, следует изучить специальные законодательные нормы.

Как взыскать штраф за просрочку груза

Перед тем, как обратиться в суд с иском о взыскании с перевозчика санкций, следует направить ему претензию. Соблюдение данного требования законодательства является обязательным. На ее рассмотрение перевозчику отводится 1 месяц. В претензии должны быть четко перечислены все обстоятельства, связанные с задержкой в доставке.

К претензии необходимо приложить копии всех документов, подтверждающих факт просрочки, а также обоснованный расчет санкций. Если претензия не удовлетворена или оставлен без ответа, то получатель груза вправе обратиться в суд по месту нахождения перевозчика. Иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза подлежит оплате госпошлиной. Ее размер составляет определенный процент от начисленных санкций.

Готовим иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза

Перед подачей иска к перевозчику следует проверить, не истек ли еще срок исковой давности. Напомним, что по искам к перевозчикам он составляет один год. Также целесообразно изучить судебную практику по аналогичным спорам. Ведь опираясь на нее, можно подкрепить свою позицию дополнительными доводами.

Исковое заявление о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, образец которого актуален сегодня, должно в себе содержать:

  • Наименование и адрес суда
  • Подробную информацию об истце и ответчике
  • Цену иска (т.е. взыскиваемую сумму)
  • Описание ситуации с опоздавшим грузом
  • Ссылку на нормы законодательства, устанавливающие размер санкций
  • Требование, предметом которого является взыскание штрафа за просрочку доставки груза

Иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза подписывается руководителем получателя грузов или его представителем по доверенности. К иску должны быть приложены копии договора перевозки и переписки с перевозчиком. Составной частью приложений должен быть расчет взыскиваемых санкций.

Если перевозчик находится в другом городе или регионе, исковое заявление в необходимый суд может быть отправлено почтой. Сделать это можно ценным письмом с описью вложения.

При удовлетворении иска, присужденная сумма должна быть уплачена перевозчиком добровольно. Иначе она взыскивается судебными приставами по исполнительному листу.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

В соответствии со ст. 97 УЖТ за просрочку доставки груза, перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку груза. Этой же статьей установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров. Он оплачивает пени в размере 9% платы за доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за доставку каждого порожнего вагона, контейнера.

При решении вопроса об ответственности перевозчика необходимо определить, с какого момента наступает просрочка. Прямого указания на этот счет УЖТ не содержит. Однако в нем имеется норма, устанавливающая случаи, когда груз считается доставленным в срок. Они закреплены в ст. 33 УЖТ и рассмотрены при анализе обязанности перевозчика по доставке груза в установленный срок . Это случаи, связанные с обеспечением перевозчиком выгрузки груза до истечения указанного в договоре срока его доставки. Таким образом, идя от противного, можно определить, когда наступает просрочка, за которую перевозчик несет ответственность. При этом следует учитывать, что в соответствии с Уставом неполные сутки просрочки считаются за полные.

Перевозчик несет ответственность за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных УЖТ обстоятельств, перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 29. К ним относятся непреодолимая сила, блокада, эпидемии, военные действия или иные независящие от перевозчиков обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. Вследствие перечисленных обстоятельств перевозчик может временно прекратить или ограничить погрузку и перевозку груза с немедленным уведомлением об этом в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомляет об этом перевозчика.

Все необходимые документы, подтверждающие основания и факт временного прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, должны быть представлены перевозчиком при решении вопроса о его ответственности за просрочку доставки груза.

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств в связи с использованием вагонов, контейнеров

Перевозчик несет ответственность за самовольное использование вагонов , контейнеров , принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю (ст. 99 УЖТ). За данное нарушение он уплачивает в 10-кратном размере штрафы, установленные ст. 100, 101 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров. В соответствии со ст. 100 УЖТ за каждый час простоя:

  • – вагона установлен штраф в размере 0,2 МРОТ;
  • – цистерны, цементовоза, бункерного полувагона, минераловоза и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с предыдущим;
  • – рефрижираторного вагона и транспортера размер штрафа увеличивается в три раза.

Статьей 101 УЖТ установлены штрафы за каждый час задержки универсального контейнера:

  • – 0,01 МРОТ за контейнер массой брутто менее 5 тонн;
  • – 0,04 МРОТ за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;
  • – 0,1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

УЖТ регулирует также ответственность перевозчика за задержку вагонов. В ч. 2 ст. 100 УЖТ конкретизируются виды действий перевозчика, связанные с задержкой вагонов по его вине, за совершение которых установлена ответственность. Это:

  • – задержка подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути;
  • – задержка уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика;
  • – задержка приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.

При совершении одного из перечисленных действий перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 МРОТ за каждый час задержки каждого вагона. По закону штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренного в ст. 100, увеличивается в два раза. За задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров он увеличивается в три раза.

Законом на перевозчика возложена ответственность за повреждение или утрату вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, другим юридическим или физическим лицам. Он обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик обязан возместить убытки, понесенные владельцем вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.

По требованию владельца вагонов, контейнеров перевозчик обязан предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров но истечении трех месяцев передать предоставленные во временное бесплатное пользование вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц. Передача вагонов, контейнеров осуществляется с согласия собственника утраченных вагонов, контейнеров (ст. 105 УЖТ).

Перевозчик несет ответственность за подачу под погрузку порожних неочищенных вагонов контейнеров без согласия грузоотправителя. За указанное нарушение он уплачивает грузоотправителю штраф в размере 45 и 15 МРОТ соответственно за вагон и контейнер (ч. 2 ст. 103 УЖТ). В случае если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, он должен возместить грузоотправителю лишь затраты за выполненные им соответствующие работы.

  • См. параграф 10.3 данного учебника.