Основные разделы бизнес-плана. Краткий гид

Предлагаем вам краткую шпаргалку, которая поможет правильно составить самые важные разделы бизнес-плана. Не забывайте, что все его пункты необходимо регулярно пересматривать и корректировать – исходя из меняющихся условий и стратегии развития компании.

В статье вы узнаете :

Div class="contentByTheme__wrapper" style=" padding: 18px 18px 10px 18px;">

Резюме проекта – один из самых важных разделов бизнес-плана

В резюме – вся суть проекта на двух листах формата А4. Вы отправляете его инвестору после первого знакомства с ним, чтобы договориться о встрече и выяснить насколько интересен проект для него. Если резюме проекта заинтересует инвестора, он запросит бизнес-план и назначит встречу. Поэтому главная цель резюме - изложить кратко основные положения разработанного вами бизнес-плана, чтобы читающий резюме человек за 5 минут понял основное содержание проекта. Именно поэтому структура этого раздела должна быть максимально лаконична, но в то же время содержательна.

В резюме необходимо:

1. Сформулировать СМАРТ цели и проработать SMART планирование их достижения, а так же определить критерии которым должна соответствовать smart цель . (цели необходимо формулировать по SMART ).
2. Охарактеризовать текущую выпускаемую вами продукцию или оказываемые услуги и рассказать о запуске новых направлений.
3. Провести сравнительный анализ конкурентов кратко и рассказать о своих отличиях от них.
4. Указать планируемые финансовые показатели (сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности (рентабельности) вложений и т.д.), обозначить сроки возврата инвестиций.
5. Указать необходимую сумму инвестиций и сказать кратко на что она будет потрачена.

Анализ рынка в контексте общего бизнес-плана предприятия

По сути с этого раздела начинается основное содержание вашего бизнес-плана . По содержанию анализ рынка идет сразу после резюме, и эта глава должна кратко рассказать инвестору о вашем рынке и перспективах его развития. Поэтому в данном разделе надо будет привести итоги маркетинговых исследований самого рынка и обозначить:

  • жизненный цикл рынка исследуемой товарной категории;
  • динамику продаж в отрасли за последние три года и прогнозируемые темпы их роста (ретроспектива данных в три года позволит точнее построить прогнозную модель);
  • основные тенденции ценообразования рынка;
  • результат комплексного анализа конкурентов, как прямых, так и косвенных с указанием их сильных и слабых сторон;
  • сегменты рынка, на которых будет ориентироваться ваша компания с расписыванием портрета покупателя;
  • общую оценку влияния научно-технических, социальных и экономических составляющих при выходе на рынок (так называемый PEST-анализ );
  • перспективные рыночные возможности.

Товары и услуги, которые вы планируете переводить

В текущем разделе бизнес-плана необходимо рассказать подробно о планируемом производстве нового товара или услуге, чтобы читатель мог сформировать свое мнение о нем и его перспективах, понять отличительные черты от конкурентов и УТП – уникальное торговое предложение. Поэтому необходимо сделать акценты на отличиях от конкурентов и том, как вы будете удовлетворять потребности клиентов с помощью нового продукта/услуги. Опишите особенности продукта/услуги, контексты их потребления и привлекательных для клиентов свойствах. Это поможет подчеркнуть перспективность продукта и его уникальность, а также показать за счет чего вы будете отстраиваться от конкурентов.

Маркетинговая стратегия предприятия и выход на рынок

Это один из важнейших разделов бизнес-плана, так как многие кредиторы и инвесторы считают, что успех нового предприятия или выпуска новой продукции и услуг напрямую зависит от плана и стратегии маркетинга (и делают это абсолютно правильно).

Именно в данном разделе расписывается планируемый объем продаж и выход на точку безубыточности. Здесь также необходимо будет указать все задачи по всем элементам комплекса маркетинга с расписыванием того, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого потребуются ресурсы. Основными пунктами плана маркетинговой стратегии являются:

  • программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта кроме непосредственно анализа рынка и его сегментации дальше придется проводить множество количественных и качественных исследований, которые позволят подтвердить и корректировать при необходимость концепцию нового продукта, его позиционирования и плана продвижения. Также важно отметить, что в условиях agile-разработки новых проектов необходимо постоянно развивать свой продукт только на обратной связи от пользователей короткими итерациями (спринтами), поэтому по сути маркетинговые исследования - непрерывный процесс на протяжении всего жизненного цикла продукта и рынка;
  • общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до захвата запланированной доли рынка;
  • позиционирование товара. Вам надо максимально коротко и ясно ответить, чем является продукт и для кого он предназначен, чтобы донести эту мысль в рекламных сообщениях до своей аудитории в последующем;
  • направления совершенствования продукции – надо сформулировать гипотезы по доработкам продукта и его модификациям, а потом проверять их релевантность на основе обратной связи с потребителями;
  • требования к дизайну, упаковке, ее параметрам и внешнему виду продукта, которые должны укладываться в стратегию его позиционирования;
  • обоснование ценовой политики: разработка нескольких комплектаций продукта для предоставления возможности клиентам приобретать его по разным ценам;
  • продвижение. Надо указать как предприятие намерено добиваться достижения намечаемых объемов продаж (создание службы сбыта для прямого маркетинга или использование дилерской сети, дистрибьюторов, посредников; численность, квалификация сотрудников). В обеспечении сбыта продукции большая роль отводится рекламе. При этом важно определить, какие инструменты будут использованы для этой цели (пресса, рассылка по почте и т.д.) и как они должны взаимодействовать с проводимыми PR-акциями.
  • планирование товародвижения;
  • планирование сервиса.

Важный момент: если предприятие собирается выпускать несколько наименований продукции, то прогнозы объемов реализации, цен и объемов продаж должны быть выполнены по каждому продукту, а затем объем продаж суммируется для подведения общего итога.

Производственный план

Себестоимость играет важную роль, поэтому в бизнес-плане надо указать сам планируемый процесс производства и все его составляющие. Опишите технологические процессы, производственные мощности, особенности задействованного оборудования при производстве, сырья, материалов. Расскажите также про своих поставщиков сырья и материалов, и по каким ценам вы сними сотрудничаете. Эта информация критично важна для полного понимания вашего бизнеса и оценки его рисков.

Кстати, важный момент для любой компании – как она осуществляет контакт со своим клиентом после совершения продажи. Ведь большинство услуг/товаров имеют послепродажное обслуживание (техподдержку), за которое клиент тоже платит. Этот момент тоже надо указать в этом разделе бизнес-плана и обозначьте какие ресурсы понадобятся на его осуществление.

При разработке производственного плана надо будет детально расписать на что именно пойдут – именно поэтому надо указать цены на сырье, оборудование, оплату персонала, патентование и т.д. Здесь важно правильно определить объемы производства по годам и по кварталам, так как от их уровня также будут зависеть затраты предприятия. От правильного прогноза объемов собственных издержек будет зависеть актуальность всех дальнейших планов по выручке. Результаты разработки производственного плана с горизонтом планирования в три года рекомендуется сделать в виде таблицы для более упрощенного и системного понимания читающим бизнес-план инвестором. В таблице надо указать:

  • прогнозируемый объем выпуска продукции (в физическом измерении);
  • определение потребности в основных фондах (в стоимостном выражении);
  • определение потребности в ресурсах (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия). Эти показатели должны быть разработаны в физическом измерении и в стоимостном выражении;
  • расчет потребности в человеческих ресурсах и затрат на оплату груда;
  • смету расходов и калькуляция себестоимости продукции.

Эти данные в таблице наглядно покажут вашу потребность в затратах по каждому году и помогут понять инвестору действительную потребность в деньгах.

Организация управления компанией

В общей структуре бизнес-плана особняком стоит раздел, посвященный организации управления компании. В нем надо оценить текущую команду, которой вы обладаете, а также определить степень потребности в новых людях и их квалификации при запуске нового товара или услуги. В конечном счете именно люди определяют успех той или иной компании, поэтому от их знаний и мотивации зависит результат. Инвесторы это понимают, поэтому они внимательно изучают текущий состав команды и логику по набору людей в дальнейшем. Именно поэтому тщательно надо отработать этот раздел.

Кроме того, текущая организационная структура покажет инвестору как у вас выстроены бизнес-процессы и взаимодействие между подразделениями и людьми. Будет полезно, если вы здесь покажете инвестору как у вас работает людей, расходы вы указали в производственном плане, поэтому здесь надо раскрыть механизм мотивации и поощрения людей.

Капитал и организационно-правовая форма предприятия

В общей структуре содержания бизнес-плана этому разделу можно уделить не так много внимания, но важно кратко и по делу рассказать какая у вас организационно-правовая форма, как в компании распределены доли между участниками, кто владеет правом голоса, на какие источники финансирования существует компания, откуда они были привлечены и на каких условиях. На основе этой информации служба безопасности и финансовый департамент инвестора будут проверять вас и выдут вердикт о целесообразности работы с вами. Также эта информация покажет как компания развивалась раньше, и кто будет отвечать за ее развитие в дальнейшем после получения новых инвестиций.

Финансовый раздел бизнес-плана

В финансовом разделе, надо, как следует из его названия, детально расписать аспекты финансового обеспечения деятельности предприятия и алгоритм использования денежных средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана окончательно убеждает инвестора в необходимости вкладывать деньги в ваше предприятие и сроки получения прибыли после своих инвестиций (а также сроки возврата инвестиций).

Прогнозные модели всегда наиболее рисковая часть в бизнес-плане из-за своей неопределенности, но именно они покажут варианты развития вашего бизнеса в дальнейшем инвестору. В прогнозах обычно расписывают пессимистичный, нейтральный и оптимистичный сценарии, которые связаны с различными вариантами объема продаж, цен поставщиков, курса валют и т.д. Все это в любой момент может поменяться, поэтому финансовые прогнозы должны быть многовариантны.

Заключение

Бизнес-план вы пишете, прежде всего, для себя. Инвестору и собственным сотрудникам он тоже нужен, но прежде всего он нужен вам, поэтому писать его должны вы сами. Не перекладывайте это на своих подчиненных или внешних консалтеров. Правильно написанный и хорошо структурированный по содержанию бизнес-план поможет взглянуть по-новому и оценить вам собственное видение нового дела, в ходе его написания вы выявите основные узкие места в бизнес-модели: поймете перспективность самого направления, свои преимущества перед конкурентами и то, за счет чего вы будете завоевывать любовь покупателей. Ну и дополнительным бонусом получите документ, который даст подчиненным понять, чем они занимаются и будут заниматься, а инвестору – сформировать мнение давать или нет деньги.