Организационная структура образовательной организации: правила формирования. Положение о структурном подразделении материал на тему Положение о структурном подразделении образовательной организации образец

Право образовательной организации на формирование своей структуры подтверждает ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Организационная структура образовательной организации представляет собой, прежде всего, совокупность различных взаимосвязанных структурных подразделений, которые создаются с учетом уровня, вида и направленности , формы обучения и режима пребывания обучающихся. Структурные подразделения взаимодействуют между собой и выступают объектами управления со стороны .

Управление образовательной организацией: понятие и структура

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К компетенции образовательной организации относится также установление штатного расписания (п. 4 ч. 3 с т. 28 Федерального закон а «Об образовании в Российской Федерации»). Управление образовательной организацией, понятие и структура отражаются, прежде всего, в штатном расписании.

Сведения о структуре и об органах управления относятся к информации, в отношении которой образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень возможных структурных подразделений. В качестве структурных подразделений образовательных организаций могут выступать:

  • филиалы;
  • представительства;
  • отделения;
  • факультеты;
  • институты;
  • центры;
  • кафедры;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • научно-исследовательские подразделения;
  • методические подразделения;
  • учебно-методические подразделения;
  • лаборатории;
  • конструкторские бюро;
  • учебные и учебно-производственные мастерские;
  • клиники;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • учебные полигоны;
  • учебные базы практики;
  • учебно-демонстрационные центры;
  • учебные театры;
  • выставочные залы;
  • учебные цирковые манежи;
  • учебные танцевальные и оперные студии;
  • учебные концертные залы;
  • художественно-творческие мастерские;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • спортивные клубы;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • общежития;
  • интернаты;
  • психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся;
  • иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации, структурные подразделения.

Организационная структура образовательной организации: создание подразделений

Структурные подразделения создаются на основе локальных нормативных актов образовательной организации. Локальные акты (положения о структурных подразделениях) принимаются самой образовательной организацией в порядке, установленном уставом.

В ряде случаев необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, разъясняющими порядок создания структурных подразделений образовательных организаций.

Пример

Управление образовательной организацией, понятие и структура, порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов утвержден приказом Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного и студенческого спорта в образовательной организации в качестве структурного подразделения может быть создан спортивный клуб. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, указанным порядком, уставом образовательной организации, положением о спортивном клубе, утверждаемым в установленном уставом порядке. Спортивный клуб формирует свою структуру с учетом пожеланий обучающихся, родителей, педагогических работников клуба, образовательной организации. Основными формами работы спортивного клуба являются занятия в секциях, группах и командах. Спортивный клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Статус некоторых структурных подразделений образовательных организаций может быть урегулирован на уровне субъекта РФ.

Пример

Примерное положение об организации деятельности семейного детского сада, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП, регламентирует деятельность семейных детских садов, которые являются структурными подразделениями государственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования в соответствии с уставом организации.

Особенностью семейных детских садов как структурных подразделений организационной структуры образовательной организации является, прежде всего, организация деятельности в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье есть один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и организуется в целях:

  • поддержки многодетных семей;
  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель - 1,0 ст.;
  • воспитатель по физкультуре - 0,25 ст.;
  • музыкальный руководитель - 0,25 ст.;
  • старшая медсестра - 0,25 ст.;
  • педагог-психолог - 0,25 ст.;
  • социальный педагог - 0,5 ст.

Данные штатные единицы определяются из расчета на 3 -5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением организации. На должность воспитателя назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад. Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя.

Организационная структура образовательной организации: обособленные подразделения

Среди структурных подразделений следует выделять так называемые обособленные структурные подразделения. Они ведут отдельный учет имущества (имеют суббаланс в рамках общего баланса образовательной организации) и пространственно отделены от основного здания либо имеют выделенные помещения, этажи, части здания.

Обособленные структурные подразделения, в рамках организационной структуры образовательной организации осуществляющие образовательную деятельность по той или иной программе, возглавляются заведующим, который подчиняется руководителю образовательной организации и действует на основании выданной им доверенности.

Положение о структурных подразделениях образовательного учреждения не подразумевает определение типа образовательной организации по реализуемым в этих подразделениях программам. Тип определяется по одной программе самого высокого уровня.

В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению организационной структуры образовательных организаций путем включения (в форме присоединения, слияния) в состав более эффективных учреждений - других, небольших или неэффективных учреждений, расположенных в пределах доступности, определяемой санитарными правилами. В таких случаях образуется единое крупное образовательное учреждение, которое нередко называют «комплекс». При этом следует иметь в виду, что подобное наименование может применяться лишь в качестве имени собственного, так как данной организационно-правовой формы юридических лиц не существует. Включенные в состав укрупненной образовательной организации учреждения становятся обособленными структурными подразделениями (возможно, филиалами), функции (реализуемые программы) которых определяются руководством образовательной организации по согласованию с учредителем.

Положительной чертой укрупнения является объединение всех ресурсов под единым руководством. При этом не требуется заключения договоров и согласований. Для выстраивания отношений между структурными подразделениями зачастую достаточно распоряжения руководителя образовательной организации либо принятия локального нормативного акта.

Особый статус филиалов и представительств в организационной структуре образовательной организации

Статья 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает особый статус филиалов и представительств образовательных организаций.

В частности, осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ведение образовательной деятельности в представительстве влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

В филиалах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно ведение указанной деятельности. В связи с этим по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Филиал организационной структуры образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России.

Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Структура программы развития школы по новому закону об образовании должна включать программы развития филиалов.

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами РФ. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства.

Следует также иметь в виду появление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» норм, позволяющих осуществлять образовательную деятельность филиалам иностранных образовательных организаций на территории РФ при условии наличия лицензии, выданной российским федеральным лицензирующим органом. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

При регулировании статуса филиалов и представительств необходимо также учитывать нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. Так, согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) представительство определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Согласно ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч.

Управление образовательной организацией: понятие и структура, функции представительства

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" , в целях повышения эффективности учебно-производственной деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Краснодарского края приказываю:

1. Утвердить примерное положение о структурном подразделении образовательной организации, осуществляющей учебно-производственную деятельность согласно приложению к настоящему приказу.

2. Отделам профессионального образования (Батютина), общего образования в управлении общего образования (Лозовая), специального образования в управлении общего образования (Михайлусенко) довести настоящий приказ до сведения образовательных организаций, осуществляющих учебно-производственную деятельность.

3. Отделу правового обеспечения, государственной службы и кадров (Живогляд) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление настоящего приказа на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

4. Главному специалисту-эксперту отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров (Чертова) в 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить копию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра К.А. Федоренко.

6. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр
Т.Ю.СИНЮГИНА

Приложение. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приложение

Утверждено
приказом
министерства образования, науки
и молодежной политики
Краснодарского края
от 14 февраля 2017 года N 564

1. Общие положения

1.1. Настоящее примерное положение о структурном подразделении образовательной организации, осуществляющей учебно-производственную деятельность (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" .

1.2. Настоящее Положение регулирует учебно-производственную и финансово-хозяйственную деятельность учебно-производственного подразделения (далее - УПП) образовательной организации Краснодарского края (далее - образовательная организация), обеспечивающих их практическую подготовку обучающихся по профилю соответствующей образовательной программы.

1.3. Образовательные организации могут осуществлять учебно-производственную деятельность путем создания учебных, учебно-опытных, учебно-производственных подразделений, ученических производственных бригад, иметь подсобные и учебные хозяйства с земельными участками, теплицами, сельскохозяйственной техникой, поголовьем животных.

1.4. УПП осуществляет виды деятельности, закрепленные в уставе образовательной организации и лицензии на осуществление образовательной деятельности, полученной с учетом специфики определенных видов деятельности, в порядке, установленном действующим законодательством.

1.5. УПП не имеет обособленного лицевого счета и печати.

1.6. УПП не имеет обособленного имущества и пользуется в своей деятельности имуществом образовательной организации, принадлежащим ей на праве оперативного управления.

1.7. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательной организации, а также имущество, приобретенное образовательной организацией по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление образовательной организации в порядке, установленном действующим законодательством.

2. Цели и задачи УПП

2.1. Создание УПП призвано способствовать:

2.1.1. Качественному выполнению всех этапов трудового обучения и практики, определяемыми в соответствии с требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из предметов, дисциплин (модулей) основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, программами практики.

2.1.2. Выполнению в полном объеме всех этапов практики и трудового обучения в ходе:

реализации основных образовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;

реализации основных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих;

реализации программ дополнительного образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

2.1.3. Развитию сетевой формы реализации образовательных программ (далее - сетевая форма), обеспечивающей возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

2.1.4. Качественному формированию, закреплению, развитию практических навыков и компетенций у обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

2.1.5. Последовательному расширению круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа трудового обучения и практики к другому.

2.1.6. Целостности подготовки обучающихся к выполнению основных трудовых функций.

2.1.7. Овладению обучающимися практического опыта коллективных форм организации труда.

2.1.8. Формированию у них коллективной и индивидуальной ответственности за результаты своего труда.

2.1.9. Связи практики с теоретическим обучением.

2.1.10. Обеспечению целевого назначения материально-технической базы и оснащения образовательной организации.

2.1.11. Использованию возможностей профессиональной образовательной организации для оказания услуг, производства и реализации собственной продукции физическим и юридическим лицам, с целью увеличения доходов от приносящей доход деятельности.

2.1.12. Привлечению дополнительных средств от приносящей доход деятельности.

3. Организация деятельности УПП

3.1. Общее руководство и контроль за деятельностью УПП осуществляет руководитель образовательной организации.

3.2. Непосредственное руководство деятельностью УПП осуществляет лицо, назначенное приказом руководителя образовательной организации.

3.3. С обучающимися, задействованными в деятельности УПП при прохождении производственной практики, заключаются трудовые договоры либо гражданско-правовые договоры.

3.4. Условия прохождения практических занятий обучающимися, организация их работы и работы сотрудников в УПП должны в полном объеме соответствовать санитарным, гигиеническим, противопожарным и иным требованиям действующего законодательства.

3.5. В деятельности УПП принимают участие как штатные работники образовательной организации, привлекаемые в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации на основании внутреннего совместительства (совмещения), так и работники сторонних организаций и предприятий, привлекаемые на условиях внешнего совместительства либо на основании гражданско-правовых договоров.

3.6. Трудовые правоотношения в УПП регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации , локальными актами образовательной организации.

3.7. На работников занятых в деятельности УПП, на основании трудового договора, распространяются права и обязанности, закрепленные в локальных актах образовательной организации, в том числе коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности, правила техники безопасности труда с учетом специфики работы.

3.8. Деятельность УПП организовывается и планируется с учетом учебных планов, программ и графиков.

3.9. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Для организации реализации образовательных программ определенного уровня, вида и направленности с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

4. Финансово-хозяйственная деятельность УПП

4.1. Оказание физическим и юридическим лицам услуг за плату, а также реализация товаров и продукции собственного производства образовательных организаций осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

4.2. Цены (тарифы) на услуги, оказываемые УПП физическим и юридическим лицам, за плату формируются в порядке, установленном приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 2 июля 2014 года N 2950 "Об утверждении Порядка установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями Краснодарского края, находящимися в ведении министерства образования и науки Краснодарского края, за плату" .

4.3. Реализация товаров и продукции собственного производства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

4.4. Все расходы УПП (за исключением расходов, учтенных в государственном задании, финансируемом за счет средств краевого бюджета), включая заработную плату работников и обучающихся, уплату налогов и сборов, финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности.

4.5. Все доходы УПП от приносящей доход деятельности реинвестируются в образовательную организацию:

на развитие и совершенствование учебного и учебно-производственного процесса;

на приобретение расходных материалов;

на развитие и укрепление учебно-материальной базы;

на приобретение основных средств;

на проведение ремонта;

на оплату коммунальных услуг;

на оплату налогов;

на расходы на содержание и обслуживание помещений.

5. Ответственность при организации деятельности УПП

5.1. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ определенного уровня, вида и направленности в соответствии с учебным планом, качество образования, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут ответственность в установленном законом порядке.

5.2. Персональную ответственность за деятельность УПП, в том числе за качественное выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков и качества обучения несет руководитель образовательной организации.

5.3. Должностные лица УПП несут материальную ответственность в случаях, установленных действующим законодательством на основании заключенных договоров о материальной ответственности.

5.4. Работники УПП в соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации обязаны бережно относиться к имуществу образовательной организации (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у образовательной организации, если она несет ответственность за сохранность этого имущества), а также незамедлительно сообщать администрации образовательной организации либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу сохранности такого имущества. За нарушение данной обязанности работники несут ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Первый заместитель министра
К.А.ФЕДОРЕНКО

Утверждено

Приказом № б.н.

Лепехин А.В.

Положение о структурном подразделении

«Учебный центр»

г. Нижний Новгород

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ и определяет деятельность структурного подразделения «Учебный центр» Общества с ограниченной ответственностью «СитиМедиа» (далее - Общество).

1.2. Структурное подразделение функционируют в соответствии с Уставом Общества.

1.3. В своей деятельности структурное подразделение Общества руководствуются федеральным законодательством в области регулирования образовательной деятельности, а также постановлениями и иными нормативными правовыми актами, приказами федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, Уставом Общества, настоящим Положением.

1.4. Структурное подразделение Общества осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Общества, учреждениями системы образования, государственными и общественными организациями, исходя из профиля своей деятельности.

II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

2.1. Структурное подразделение создается в Обществе с целью осуществления педагогической, учебно-воспитательной, организационно-массовой, информационно-методической и иной, не запрещенной Уставом учреждения деятельности.

Основной задачей структурного подразделения является организация образовательного процесса в Обществе на уровне компетенции подразделения, включая создание необходимых условий для качественной реализации образовательных программ.

2.3. Структурное подразделение Общества осуществляет деятельность на основе инновационных педагогических технологий, современных научно-педагогических достижений в целях реализации дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

2.4. Структурное подразделение ведет методическую, экспериментальную и аналитическую работу, направленную на совершенствование образовательного процесса, программ, способствует повышению профессионального мастерства педагогических работников.

2.5. Структурное подразделение оказывает помощь педагогам в разработке и реализации образовательных программ.

2.6. Педагоги, входящие в структурное подразделение, приступают к работе, после утверждения образовательной программы и руководствуются ею в своей работе с обучающимися.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

3.1. Структурное подразделение Общества создается, реорганизуется, прекращает свою деятельность в соответствии с Уставом Общества на основании приказа Генерального директора Общества.

3.2. Структурное подразделение Общества является многопрофильным. Структура может меняться и утверждается приказом Генерального директора Общества.

3.3. Структурное подразделение работает на основании перспективных и текущих планов Общества, в соответствии с которыми структурное подразделение формирует и реализует собственный план работы на учебный год.

3.4. Деятельность работников структурного подразделения осуществляется согласно должностным инструкциям, утвержденным Генеральным директором Общества, которые соответствуют квалификационным характеристикам, определенным для соответствующих должностей педагогических работников.

3.5. Структурное подразделение Общества имеет документацию согласно номенклатуре дел Общества, необходимую документацию в соответствии с профилем и спецификой деятельности.

3.6. Структурное подразделение Общества располагает необходимыми условиями при организации работы: помещениями, соответствующими установленным санитарно-гигиеническим нормам и оснащенными охранными и противопожарными средствами, оборудованием, материалами и техническими средствами.

3.7. Руководитель и работники структурного подразделения (в соответствии с должностными инструкциями) несут ответственность за результативность деятельности, материальную ответственность за сохранность фондов и материальных ценностей.

IV . УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

4.1. Общее руководство деятельностью структурного подразделения осуществляет Генеральный директор Общества.

4.2. Непосредственное управление и руководство деятельностью структурного подразделения осуществляют руководитель структурного подразделения, который назначается приказом Генерального директора и действуют в соответствии с должностной инструкцией.

4.3. Руководитель структурного подразделения:

Планирует, организует и контролирует образовательный процесс;

Отвечает за качество и эффективность работы подразделения;

Представляет деятельность структурного подразделения на педагогических советах, совещаниях, конференциях;

Обеспечивает повышение профессионального уровня педагогических кадров.

4.4. В целях организации деятельности в структурном подразделении проводятся:

Совещания сотрудников подразделения;

Собеседования с педагогами.

4.5. В случае необходимости в структурном подразделении могут создаваться временные комиссии, творческие группы, объединения и др. для изучения и решения вопросов образовательной деятельности учреждения, входящих в компетенцию структурного подразделения.

4.6. Коллегиальным органом управления структурного подразделения является педагогический совет, деятельность которого определяется положением о педагогическом совете Общества.

V. ПРАВА СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Структурному подразделению для выполнения возложенных на него функций предоставляется право:

5.1. Запрашивать от других структурных подразделений информацию, документацию и материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с выполнением возложенных на структурное подразделение обязанностей.

5.2. Приглашать представителей сторонних организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию структурного подразделения.

5.3. Вносить через руководителя на рассмотрение Генерального директора предложения по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения.

VI . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.

6.1 Руководитель структурного подразделения и другие работники подразделения несут ответственность:

$1- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями в соответствии с действующим законодательством;

$1- за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

$1- за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

VII . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

7.1. Сотрудники структурного подразделения в рамках своей компетенции взаимодействуют с Генеральным директором Общества, руководителем структурного подразделения, руководителями других структурных подразделений, по вопросам образовательной деятельности.

7.2. Сотрудники подразделения также выступают и вносят предложения на совещаниях, методических объединениях, педагогических советах по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы.

7.3 Взаимодействие обеспечивается согласованным учебно-воспитательным планирование, финансово-хозяйственной деятельностью на определенный временной промежуток, приказами и распоряжениями Генерального директора Общества и руководителя структурного подразделения.

VIII . ОБ УСЛОВИЯХ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ И ОТЧИСЛЕНИЯ С ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

8.1. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

8.2. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются: лица, достигшие возраста 18 лет. Требования к уровню образования не предъявляются.

8.3. Учебный центр осуществляет обучение на основе договора об образовании, заключаемого с обучающимся и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение. Прием на обучение осуществляется без вступительных испытаний.

8.4. При подаче заявления на обучение заказчик предъявляет следующие документы:

Заявление (Приложение 1);

Копия документа, удостоверяющего личность на физическое лицо - обучающегося;

Копия квитанции об оплате.

Иные документы по запросу Учебного центра.

8.5. Лицо, зачисляется на обучение по программам дополнительного профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам приказом по Обществу, с этим лицом или его представителем заключается Договор в простой письменной форме, который содержит следующие сведения и условия:

а) полное наименование и фирменное наименование Учебного центра;

б) место нахождения Учебного центра;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя Учебного центра и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя Учебного центра и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность Учебного центра, заказчика и обучающегося;

з) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

и) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

к) форма обучения;

л) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

м) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

н) порядок изменения и расторжения договора;

о) другие необходимые сведения.

8.7. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

8.8. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

8.9. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

8.10. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

8.11. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

8.12. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается Учебным центром на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения образовательных программ.

8.14. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

8.15. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

8.16. При реализации дополнительных профессиональных программ Учебный центр может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

8.17. Дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы реализуются Учебным центром как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Образовательный процесс в Учебном центре может осуществляться в течение всего календарного года.

8.18. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

8.19. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, указанной в учебном плане.

8.20. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

8.21. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

8.21. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из Учебного центра, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Учебным центром.

Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого устанавливается Учебным центром.

8.22. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

8.24. Дополнительные общеобразовательные программы осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ.

8.25. Реализация дополнительной общеобразовательной программы направлена формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

8.26. Формы обучения и сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.

8.27. Отчисление обучающегося производится приказом руководителя Общества в связи с окончанием обучения.

8.28. Досрочное отчисление обучающегося производится в случаях:

Отсутствия на занятиях без уважительной причины;

Личного заявления обучающегося;

Невыполнение требований, предъявляемых дополнительной профессиональной программой;

По состоянию здоровья;

В случае проявления неуважительного отношение к работникам Учебного центра и (или) другим обучающимся;

Отсутствия платы за обучение в сроки, установленные договором.

8.29. Решение об отчислении выносится на основании докладных записок руководителей учебных групп, и принимается руководителем Общества. Данное решение должно быть оформлено приказом.

8.30. При отчислении по причинам, не зависящим от Учебного центра, возврат оплаты за обучение не производится.

Posted On 14.01.2018

Начнем с того, что отметим две важных детали:
1. Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.
2. Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.

Структурное подразделение организации - выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность.

Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.

Практика управления показывает, что эффективно организовать работу и осуществлять контроль возможно, если в непосредственном подчинении у одного руководителя находится не более 8-10 работников. Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:

  • управления - отделы, службы;
  • цеха - секторы, участки;
  • отделы - отделения, секторы, участки.

Наиболее важной составной частью положений является разграничение зон ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями. Попробуйте свои существующие «прямоугольники» (структурные подразделения) соединить между собой линиями, указывающими на их связи. Получится картинка напоминающая паутину. А если Вы проанализируете круг вопросов, по которым идет взаимодействие, то я уверен, что обнаружите массу «пустых» (информация просто не нужна тому отделу, куда она поступает) и дублирующих друг друга связей. А ведь организационное построение и в частности разрабатываемые положения направлены именно на то, чтобы упорядочить эти информационные потоки, уменьшить время их прохождения от исполнителя до руководителя и обратно, и в конечном счете повысить качество и скорость принятия решений.

Во-первых , определите задачи, для решения которых создается структурное подразделение. Задачи, ставящиеся перед ним, должны быть реальными, пусть даже и кажущимися невыполнимыми на данном этапе, но выполнимыми в принципе. В дальнейшем, в процессе комплектации этого подразделения сотрудниками, Вы будете оценивать людей на предмет их способности к решению поставленных задач, определять, есть ли необходимость привлечения специалистов со стороны или достаточно собственного кадрового ресурса, а также планировать обучение персонала.

Во-вторых , определите функции (действия), которые должно выполнять подразделение для решения поставленных задач.

В-третьих , сгруппируйте однотипные функции по отдельным направлениям, определите количество необходимого персонала, путем распределения функций среди виртуальных работников и расчетом норм времени на их выполнение (либо другим способом), проанализируйте возможность контроля руководителем подразделения за выполнением всех возложенных на подразделение функций и определите, нет ли необходимости создания внутри подразделения более мелких структурных единиц.

После завершения данной работы отдайте проект «Положения» на согласование в заинтересованные подразделения (они определены на предыдущем этапе работы). Соберите замечания и предложения. Проанализируйте их, если они существенные и конструктивные (будьте аккуратны, ведь вы отбираете у других руководителей часть полномочий, что может лишить их статуса незаменимости), то соберите, так называемую «согласительную комиссию», решите все разногласия по содержанию.

Передайте в юридический отдел на проверку соответствия действующему законодательству и после получения положительного ответа, утвердите документ у руководителя.

В отдельных организациях, чаще это присуще государственным и муниципальным органам или бюджетным учреждениям, порядок разработки и утверждения Положений закрепляется отдельным документом «Инструкция о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях».

Можно при разработке Положения пойти другим, более простым путем. И взять за основу «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», так как основные задачи и функции подразделения могут являться производными от должностных обязанностей соответствующих руководителей и специалистов, и наоборот. При этом задачи и функции структурного подразделения должны быть обязательно уточнены и дополнены применительно к вашей организации. К примеру, функции отдела маркетинга и рекламы будут определяться путем сложения должностных обязанностей начальников отдела маркетинга и рекламы, в соответствии с задачами, возлагающимися на данный отдел, и с учетом специфики структурного построения и деятельности данного предприятия.

Главное - неформальный подход к разработке Положения. Излишний бюрократизм, применение типовых, штампованных формулировок, приведет к тому, что единожды ознакомившись при приеме на работу с таким документом сотрудник к нему больше никогда не обратиться и соответственно не будет в дальнейшем опираться на него в работе.

Обязанность разработки Положений о структурных подразделениях обычно возлагается на отдел организации и оплаты труда, а при его отсутствии, на отдел кадров или юридический отдел.

В положении должны быть определены: порядок создания и правовое положение подразделения в ионизационной структуре предприятия; структура подразделения и его штатная численность; задачи, функции, права и ответственность, а также порядок взаимодействия подразделения с иными структурами организации.

Как следует из определения, Положение может состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Структура и штатная численность.
  3. Задачи.
  4. Функции.
  5. Права.
  6. Взаимодействие.
  7. Ответственность.

Приведенная структура документа является рекомендуемой. На практике разделов в Положении может быть как больше (могут добавляться: имущество и средства (бюджет), условия оплаты труда, организация работы, порядок утверждения и внесения изменений и т. д.), так и меньше.

В качестве примера приведем несколько образцов типовых положений:

Составление и оформление положения о структурном подразделении организации

ПОЛОЖЕНИЕ о структурных подразделениях СООО ФМС

УТВЕРЖДЕНО

Общим собранием членов правления

Протокол № ___

от _______________г.

Председатель

_________________

ПОЛОЖЕНИЕ

о структурных подразделениях

Свердловской областной общественной организации

«ФЕДЕРАЦИЯ МОТОЦИКЛЕТНОГО СПОРТА»

г.Екатеринбург

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее положение регламентирует создание, состав, схему работы, функционирование, ликвидацию структурных подразделений Свердловской областной общественной организации «Федерация мотоциклетного спорта», далее именуемой Организация.

1.2 Структурными подразделениями, в соответствии с пунктом 4 действующего Устава Организации, являются Комиссии, Филиалы, Представительства.

1.3 Структурные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании данного положения.

1.4 Структурные подразделения могут наделяться имуществом Организации, которое учитывается на отдельном балансе подразделения и на балансе Организации. Имущество структурного подразделения является собственностью Организации.

1.5 Руководитель структурного подразделения назначается правлением Организации сроком на 1 год и действует на основании доверенности, выданной Председателем Правления Организации.

1.6 Численность, структура и внутренний регламент работы структурного подразделения, определяется исходя из необходимости руководителем соответствующего структурного подразделения, по согласованию с правлением Организации.

1.7 Структурные подразделения ведут свою документацию. Копии документов заверенные руководителем структурного подразделения хранятся в правлении Организации.

1.8 Структурные подразделения действуют под не посредственным кураторством членов Правления Организации и подотчётны Правлению Организации.

1.9 Среди структурных подразделений признаётся главенство Комиссий.

1.10 Структурные подразделения создаются и ликвидируются по решению Правления Организации.

2 КОМИССИИ.

2.1 Комиссии подразделяются на спортивные и не спортивные.

2.1.1 Спортивные комиссии создаются по принципу принадлежности к спортивным дисциплинам мотоциклетного спорта.

2.1.2 Не спортивные комиссии создаются по принципу осуществления направления не спортивной деятельности организации (судейская комиссия, комиссия по спорам, совет ветеранов, попечительский совет и т.д., кроме ревизионной комиссии).

2.3 Руководит комиссией, председатель комиссии, далее Председатель.

2 4 Численный состав комиссии не мене трёх членов включая Председателя.

2.5 Председатель комиссии находится в населённом пункте нахождения секретариата Организации.

2.6 В компетенцию спортивных комиссий входит:

Сбор данных о спортсменах, принимающих участие в соревнованиях по соответствующей дисциплине;

Формирование календарного плана соревнований и спортивных мероприятий по соответствующей дисциплине;

Взаимодействие с организаторами соревнований;

Ведение базы данных протоколов соревнований и спортивных мероприятий;

Ведение базы данных по спортивному травматизму;

Оказание организационного методического содействия спортсменам и организаторам соревнований и спортивных мероприятий;

Внесение предложений по выработке критериев оценки проведения соревнований и спортивных мероприятий и их оценка;

Контроль за обеспечением безопасности при проведении соревнований и спортивных мероприятий;

Разработка предложений по составу сборной команды Свердловской области по соответствующей дисциплине мотоциклетного спорта;

Разработка предложений по проведению учебно-тренировочных сборов по соответствующей дисциплине мотоциклетного спорта;

Разработка предложений по назначению судей на соревнования по соответствующей дисциплине мотоциклетного спорта;

Подведение итогов различных соревнований и спортивных мероприятий по соответствующей дисциплине мотоциклетного спорта.

2.7 В компетенцию не спортивных комиссий входит:

Разработка предложений по концепции и стратегии развития соответствующего на правления деятельности;

Ведение реестра членов соответствующих комиссий;

Назначение спортивных судей на соревнования (судейская комиссия);

Организация, проведение и направление членов соответствующих комиссий, на обучающие семинары по соответствующему направлению деятельности;

Представление членов организации или других организаций, юридических и физических лиц для поощрения Организацией.

3 ФИЛИАЛЫ.

3.2 Деятельность Филиала регламентируется Уставом Организации и настоящим положением.

3.4 Филиал объединяет членов организации, Представительства по территориальному принципу и контролирует их деятельность в рамках своей компетенции.

3.5 В компетенцию Руководителя Филиала входит:

Исполнение представительных функций на соревнованиях, официальных спортивных и иных мероприятиях;

Выработка предложений по созданию Представительств на своей территории;

Созыв собрания Представителей и членов организации, в зоне своей территориальной ответственности, для выработки предложений и решения различных вопросов касающихся деятельности Филиала и Организации;

Решение иных вопросов, не входящих в исключительную компетенцию собрания и необходимых для деятельности Филиала;

Выработка предложений, в комиссии, по внесению спортивных мероприятий в календарь;

4 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.

4.1 Представительство организации, далее Представительство, это структурное подразделение Организации осуществляющее свою деятельность по территориальному принципу не посредственно в муниципальном образовании или округе, по месту нахождения Представительства.

4.2 Деятельность Представительства регламентируется Уставом Организации и настоящим положением.

4.3 Представительства входят в состав Филиалов или существуют самостоятельно напрямую подчиняясь Правлению Организации.

4.4 Руководителем Представительства является Представитель.

4.4 В компетенцию Представителя входит:

Осуществление прав и обязанностей от имени Организации;

Исполнение решений правления организации;

Исполнение представительных функций в соревнованиях на официальных спортивных и иных мероприятиях;

Распоряжение переданным имуществом Организации и контроль за его использованием;

Созыв собрания членов организации, в зоне своей территориальной ответственности, для выработки предложений и решения различных вопросов касающихся деятельности Представительства и Организации;

Исполнение решений собраний членов организации данной территории и доведение этих решений до правления организации;

Решение иных вопросов, не входящих в исключительную компетенцию собрания и необходимых для деятельности Представительства;

Выработка предложений, в Комиссии, по внесению спортивных мероприятий в календарь;

Выдвижение своих кандидатов в члены комиссий.

Положение о структурном подразделении (службе)

(службах) можно клас-сифицировать на:

положения о структурных подразделениях ;

положения о коллегиальных и совещательных органах как руководящих (совет директоров, правление), так и специализированных
(ученый совет, научно-технический совет и др.);

положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, сове-тах).

Структура текста положения о подразделении (службе) нормативно не закреплена. Достаточно устойчивую структуру, выработан-ную практикой, имеют лишь положения о подразделениях, включающие следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Ответственность.

6. Взаимоотношения.

В разделе «Общие положения» указываются: полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и
кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

В разделе «Основные задачи» перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие характер и нaправления деятельности подразделения.

В разделе «Функции» указываются действия или виды работы,
которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать
специфику деятельности подразделения.

В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя.

В разделе «Ответственность» устанавливаются виды дисциплинарной, административной, при необходимости, - и уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в
случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информацион-ные и документационные потоки подразделения; основные докумен-ты, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и орга-низациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки пред-ставления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положение о подразделении оформляется на общем бланке ор-ганизации. Обязательными реквизитами данного вида документов являются: наименование организации, наименование вида докумен-та, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Положения о подразделениях подписы-ваются руководителем подразделения, утверждаются руководителем организации.

Должностная инструкция

Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый организаци-ей в целях регламентации организационно-правового положения работ-ника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий усло-вия для его эффективной работы.

Должностные инструкции разрабатываются на все должности, предусмотренные штатным расписанием.

Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

4. Ответственность.

5. Взаимоотношения.

Раздел «Общие положения» включает: наименование должности с обозначением структурного подразделения; кому непосредственно подчиняется работник; порядок назначения на должность и осво-бождения от должности; перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник на данной должности; квалификационные требования (уровень образования, стаж работы); требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.

В разделе «Должностные обязанности» устанавливается конкрет-ное содержание деятельности работника, перечисляются виды работ, выполняемые работником на данной должности, характер выполня-емых действий («руководит», «подготавливает», «утверждает», «рас-сматривает», «выполняет», «обеспечивает» и т.п.).

В разделе «Права» устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на него обязанностей:

право принимать определенные решения, давать указания по конкретным вопросам, самостоятельно подписывать документы в рамках предоставленной ему компетенции, право обращаться с предло-жениями к руководителю; представительствовать от имени подраз-деления или учреждения в других организациях и пределы предста-вительства; право участвовать в совещаниях, на которых рассматри-ваются вопросы, относящиеся к его ведению, право запрашивать необходимую для работы информацию (статистическую, экономи-ческую и др.), а также право требовать выполнения определенных действий от других работников.

В разделе «Ответственность» определяются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника.

Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Критериями оценки являются объективные показатели, характеризующие ка-чество и своевременность выполнения работы. Ответственность ра-ботника определяется в соответствии с действующим законодательством и может быть дисциплинарной, административной или уго-ловной.

В разделе «Взаимоотношения» указывается: от кого, в какие
сроки и какую информацию получает работник; кому, какую и в
какие сроки представляет; с кем согласовывает проекты подготавливаемых документов; с кем осуществляет совместную подготовку
документов и прочие вопросы информационных взаимосвязей ра-ботника с другими подразделениями, лицами, организациями.
Должностная инструкция оформляется на общем бланке органи-зации.

Обязательными реквизитами должностной инструкции являются: наименование организации, наименование структурного
подразделения, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Должностная инструкция подписывается руководителем структурного подразделения
и утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации - куратором данного подразделения или руководителем
структурного подразделения, если ему предоставлено это право.

Визируются должностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений и юридической службой (юристом),
также другими должностными лицами, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции является дата ее утверждения.

Регламент

Регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. Текст регламента состоит из разделов, пунктов и подпунктов, обозначенных арабскими цифрами. Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет: статус коллегиального или совещательного органа; порядок планирования работы; порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании; внесение материалов на рассмотрение; порядок рассмотрения материалов и принятия решения на заседании; ведение протокола заседания; оформление решений коллегиального или совещательного органа; порядок доведения решений до исполнителей; материально-техническое обеспечение заседаний. Регламент оформляется на общем бланке учреждения. Обязательными реквизитами являются : наименование учреждения, наименование коллегиального или совещательного органа, вид документа, дата документа, номер документа, место составления, гриф утверждения, текст, подпись.

Регламенты утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального или совещательного органа. В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, а также согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой.

Штатное расписание

Штатное расписание - правовой акт, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указани-ем должностных окладов (в государственных учреждениях - с указа-нием разряда по Единой тарифной сетке).

Штатное расписание оформляется на стандартных листах бума-ги формата А4 альбомной ориентации с нанесением реквизитов об-щего бланка: наименование организации, наименование вида доку-мента, дата, номер документа, место составления, заголовок к текс-ту, подпись, гриф утверждения. В заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание. Текст штатного распи-сания составляется в табличной форме. Указываются коды и наиме-нования структурных подразделений и должностей, количество еди-ниц по штату, должностной оклад, надбавки и месячный фонд зар-платы по должностным окладам.

Ответственность за подготовку штатного расписания лежит на Отделе кадров (Службе персонала). Проект штатного расписания визируется руководителями подразделений, главным бухгалтером, юридической службой, заместителями руководителя организации.

Штатное расписание подписывается руководителем Отдела кад-ров и утверждается руководителем организации с проставлением гербовой печати (или печати организации) на грифе утверждения.

Инструкция

Инструкция - правовой акт, содержащий правила, регулирующие
организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц.

Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разбиваемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.

Текст инструкции должен начинаться с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели и причины издания документа, область распространения, основания для разработки и другие сведения общего характера. В тексте инструкции используются слова «должен», «следует», «необходимо», «не допускается», «запрещается» и т.п.

Инструкции оформляются на общем бланке организации. В за-головке к инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования, например: «Инструкция о ведении бухгалтерского учета на предприятии».

Инструкция подписывается руководителем структурного подраз-деления, разработавшим ее, и подлежит утверждению. Инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, которого касается содержание инструк-ции. Утверждаются инструкции руководителем организации.

Документы инструктивного характера могут также называться «Правила», «Положение».

Разработка положения о структурном подразделении организации

При создании структуры (мировой) предприятия необходимо не только определить функции каждой структурной единицы, но и закрепить их в соответствующем документе. Положение о структурном подразделении как раз и является документом, определяющим: порядок создания подразделения, правовое положение подразделения в организационной структуре предприятия, задачи и функции подразделения, права подразделения, взаимоотношения с другими подразделениями предприятия, ответственность подразделения.

Поэтому обязанности по разработке положений могут быть возложены на отдел кадров, юридический отдел и пр. Нельзя сказать, что законодательством установлены требования к составлению и оформлению положения о структурном подразделении. И это правильно, потому что предприятие должно самостоятельно создавать свою управленческую стратегию. Практикой выработано несколько моделей положений о подразделениях предприятия. Одной из наиболее распространенных является модель, которая содержит следующие разделы:

1. Общие положения.
2. Структура и штатная численность подразделения.
3. Задачи подразделения.
4. Функции подразделения.
5. Права подразделения.
6. Взаимоотношения (служебные связи) подразделения с другими подразделениями предприятия.
7. Ответственность подразделения.

Рассмотрим основные элементы текста на примере оформления положения по приведенной модели.

Макет положения

(1) Наименование предприятия, организации, учреждения. Наименование предприятия (организации, учреждения), являющегося автором документа, должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах. Если в учредительных документах закреплено сокращенное наименование, его также указывают в документе, но помещают ниже полного (в скобках). В том случае, если автором является обособленное структурное подразделение предприятия (филиал, представительство), его наименование располагают ниже наименования предприятия. Напомним, что согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Под представительством, в свою очередь, понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

(2) Гриф об утверждении. Положения об основных структурных подразделениях предприятия утверждает директор. Положение о подразделении в составе основного подразделения (например, бюро в составе отдела) может утверждать руководитель основного подразделения, если такое полномочие отражено в его должностной инструкции или положении о возглавляемом им подразделении.

Гриф утверждения документа должен состоять из:

1. слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек);

2. наименования должности лица, утверждающего документ;

3. подписи, инициалов, фамилии должностного лица;

4. даты утверждения.

Как правило, приказом директора предприятия о создании структурного подразделения одновременно утверждается и положение. В этом случае гриф утверждения состоит из:

1. слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек);

Положения о структурных подразделениях

наименования утверждающего документа в именительном падеже;

3. даты документа и его номера. Например: УТВЕРЖДЕНО Приказ Генерального директора ООО "Согласие" от 22.03.00 № 31

(3) Наименование структурного подразделения. Если слово "ПОЛОЖЕНИЕ" является наименованием вида документа, то реквизит (3) представляет собой заголовок к тексту. Он включает краткое содержание документа и согласуется с наименованием вида документа. Например, положение о финансовом отделе. Структурное подразделение предприятия - официально выделенный орган управления частью предприятия с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. В данном случае речь идет о структурных единицах предприятия, не обладающих полными признаками юридического лица и не являющихся обособленными подразделениями.

Различают следующие виды структурных подразделений:

1. Управления.

2. Службы.

5. Отделения.

7. Лаборатории.

8. Секторы.

9. Участки.

Создание того или иного подразделения зависит от различных факторов. Прежде всего, это списочная численность работников. Обоснование создания подразделения, как правило, увязывается с нормативами численности работников. Они как раз и предназначены для определения необходимой численности работников того или иного подразделения, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями. Так, например, на предприятиях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3-5 единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от 6 единиц.

В то же время на ряде предприятий создание отделов охраны труда допускается при нормированной численности работников не менее 4-х штатных единиц. Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно найти там следующую зависимость: штатная численность управления не может быть менее 20 единиц, отдела не менее 10 единиц, отдела (в составе управления) не менее 5 единиц, отделения - не менее 2 единиц.

В структуру управления не могут входить менее 3 отделов. Следует отметить, что создание таких структурных подразделений, как управления, характерно для органов государственной власти и муниципальных органов. На частных предприятиях наиболее распространенным является структурирование на отделы. Нормативы штатной численности предприятие определяет самостоятельно.

Однако нельзя не учитывать тот факт, что дробление организационной структуры и штатной численности предприятия на мелкие подразделения в количестве 2-3 человек, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к "размазыванию" ответственности руководителей всех уровней за принятые ими решения. В то же время увеличение степени ответственности вызывает ответную реакцию у руководителей подразделений, а именно требования о повышении заработной платы.

Теперь, о наименовании структурного подразделения. Оно обозначает основное направление деятельности. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений. Прежде всего это наименования, которые содержат указание вида подразделения и основное его функциональное направление, - например, "финансовый отдел", "планово-экономический отдел", "отдел организации и оплаты труда", "отдел кадров" и т.д.

Наименование подразделения может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения, - например, "отдел главного технолога", "отдел главного механика" и т.д.

В то же время практикой выработаны емкие наименования без указания на вид подразделения - например, "канцелярия", "главная бухгалтерия", "архив".

К таковым относятся также и цехи.

Будучи производственным подразделением предприятия, цех может выпускать различные виды продукции. В этом случае к слову "цех" присоединяется наименование продукции, например, "колбасный цех", или плюс ко всему - основная производственная операция - например, "цех по производству фитопрепаратов", "цех по сборке кузовов автомобилей", "цех по розливу водки", и т.д.

Следует отметить, что в законодательстве нет жесткой регламентации наименований структурных подразделений предприятия. Одним из способов установления наименований подразделений является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, и т.д.).

Некоторую помощь в определении наименования можно получить обратившись к Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, тем более что наименования должностей должны устанавливаться в строгом соответствии с этим классификатором. В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании - например, "финансово-бухгалтерский отдел", "финансово-экономический отдел", "отдел маркетинга и сбыта", и т.д.

В данном разделе отражаются:

1. Место подразделения в структуре предприятия. Подразделение может быть как самостоятельным, так и входить в состав более крупной структурной единицы. Например, отдел главного механика является самостоятельным структурным подразделением, а вот в его состав могут входить более мелкие подразделения (бюро, секторы, участки). Образцы положений, приводимые в настоящем издании, сориентированы на различные предприятия. Поэтому отдельные подразделения выведены как самостоятельные, хотя зачастую они входят в состав более крупных подразделений (например, подразделение послепродажного обслуживания продукции, рекламное подразделение, как правило, является структурными единицами отдела маркетинга или сбыта).

2. Порядок создания и ликвидации подразделения. Как правило, подразделение создается по приказу директора предприятия. Однако решение о создании подразделения может приниматься и учредителями. Если в первом случае, распорядительным документом является приказ, то во втором это может быть протокол собрания учредителей или решение.

3. Подчиненность подразделения. В зависимости от того, насколько самостоятельно подразделение, определяется его подчиненность. Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные - заместителю директора по производственным вопросам; финансовые, планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения - заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком "раскладе" непосредственно директору предприятия подчиняется канцелярия или отдел документационного управления, отдел кадров. Если же у директора предприятия нет заместителей, на которых возлагается обязанность управления отдельными группами подразделений, то ему подчиняются все основные структурные единицы. Если подразделение (участок, сектор) входит в состав более крупного подразделения (отдела), то оно подчиняется руководителю этого подразделения (начальнику отдела, главному механику и пр.).

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

3. Профессиональными образовательными организациями могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством , с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.