Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации). Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) Основания для отказа в гос

Учреждения

Фонды

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объ­единениями)признаются добровольные объединения граж­дан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения ду­ховных или иных нематериальных потребностей. Они впра­ве осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соот­ветствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных орга­низаций не сохраняют прав на переданное ими этим орга­низациям в собственность имущество, в том числе на член­ские взносы.

Предметом регулирования ст. 117 ГК РФ являются только объединения, созданные в форме общественной орга­низации, общественного движения и органа общественной самодеятельности.

Общественные и религиозные организации вправе осу­ществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в Законе о некоммерческих организациях. На предприни­мательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая органи­зация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культур­ные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, передан­ного ему его учредителями (учредителем), в том числе взно­сов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, пп. 3, 4 ст. 213 ГК РФ).

В зависимости от целей деятельности возможно созда­ние фондов различных видов, имеющих особенности в пра­вовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм обществен­ных объединений и действовать в соответствии с Феде­ральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об обществен­ных объединениях». Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций (ст. 117 ГК РФ). Кроме того, правовой статус отдельных фондов может оп­ределяться и подзаконными актами.

В Российской Федерации действует значительное ко­личество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, уч­реждений.

Фонд обладает специальной правоспособностью и осу­ществляет деятельность в соответствии с целями созда­ния, закрепленными в уставе. Возможные формы пред­принимательской деятельности фонда ограничены.



Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответ­ствующей этим целям. Для осуществления предпринима­тельской деятельности фонды вправе создавать хозяйствен­ные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об исполь­зовании своего имущества. Учредители не отвечают по обя­зательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Порядок формирования органов фонда и их компетен­ция определяются уставом. При этом соответствующие разделы устава должны отвечать требованиям ст. 28-30 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а если фонд благотворительный - также требованиям ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности».

Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуще­ствляет надзор за деятельностью фонда, принятием други­ми органами фонда решений и обеспечением их исполне­ния, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществ­ляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительско­го совета фонда определяется уставом фонда, утвержден­ным его учредителями.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым уч­редителями.

При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может пе­редаваться лицам, осуществляющим деятельность в ана­логичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае, если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждение- некоммерческая организация, создан­ная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче­ского характера и финансируемая им полностью или час­тично.

Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образования­ми, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственника­ми. Гражданский кодекс выделяет два видаучреждений:

1) частное;

2) государственное или муниципальное.

Частное учреждение создается гражданином или юри­дическим лицом, государственное или муниципальное - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В свою очередь, государственное или муни­ципальное учреждение может быть бюджетным или авто­номным. Всё вышесказанное можно представить в виде схемы:

Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совме­стном учредительстве - всеми собственниками). В случа­ях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утвержде­ние примерного устава. Учреждение также может действо­вать на основании положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Особенности правового положения отдельных видов го­сударственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Собственник может наделить учреждение правом зани­маться деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.


Таблица 4 Характеристика разновидностей учреждений

Наименование Нормативное регулирование Определение Особенности ответственности
Частное учреждение ГК РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «0 неком­мерческих организациях» (ред. от 24.07.2008) Некоммерческая организация, созданная собственником (граж­данином или юридическим ли­цом) для осуществления управ­ленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче­ского характера (ст. 9 ФЗ № 7-ФЗ) При недостаточности у ликвиди­руемого частного учреждения денежных средств для удовлет­ворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреж­дения (ст.19 ФЗ № 7-ФЗ)
Бюджетное учреж­дение ГК РФ, «Бюджетный кодекс РФ» от 01.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 24.11.2008) Государственное (муниципаль­ное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функ­ций которого, в т.ч. по оказанию государственных (муниципаль­ных) услуг физическим и юриди­ческим лицам в соответствии с государственным (муниципаль­ным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующе­го бюджета на основе бюджет­ной сметы (ст. 6 БК РФ) Бюджетное учреждение самосто­ятельно выступает в суде в ка­честве ответчика по своим де­нежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспе­чивает исполнение своих денеж­ных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пре­делах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ст. 161 БКРФ)
Автономное учреждение ГК РФ, ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 18.10.2007) Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления пре-дусмотренных законодатель­ством РФ полномочий органов госвласти, полномочий органов местного самоуправления в сфе­рах науки, образования, здраво­охранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Автономное учреждение отвеча­ет по своим обязательствам зак­репленным за ним имуществом, за исключением недвижимого иму­щества и особо ценного движи­мого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретен­ных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества авто­номного учреждения не несет от­ветственность по обязатель­ствам автономного учреждения (ст. 2 № 174-ФЗ)

Коммерческие организации в целях координации их пред­принимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по догово­ру между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 11 Закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих орга­низаций, которые являются некоммерческими организа­циями.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».

При принятии участниками решения на ведение ассо­циацией (союзом) предпринимательской деятельности, та­кая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное об­щество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо мо­жет создать для осуществления предпринимательской де­ятельности хозяйственное общество или участвовать в та­ком обществе.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает права и обязанности членов ассоциаций, они:

■ сохраняют свою самостоятельность и права юридиче­ского лица;

■ вправе безвозмездно пользоваться ее услугами;

■ вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (со­юза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответствен­ность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

АвтономнойНКО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных иму­щественных взносов в целях предоставления услуг в обла­сти образования, здравоохранения, культуры, науки, пра­ва, физической культуры и спорта и иных услуг.

Если по решению участников на ассоциацию (союз)возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпри­нимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может вой­ти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответ­ственностью по обязательствам ассоциации (союза), воз­никшим до его вступления.

НКО ведет бухгалтерский учет и формирует отчетность в порядке, установленном законодательством, предостав­ляет информацию о деятельности органам статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соот­ветствии с законодательством РФ и учредительными доку­ментами НКО.

В случае, если НКО нарушила нормы Закона «О неком­мерческих организациях», она несет ответственность в со­ответствии с законодательством Российской Федерации. НКО может быть ликвидирована по решению учредителей или по решению суда.

Союзы и ассоциации - это объединения коммерческих организаций, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Наряду с "учреждениями" (а также "предприятиями") указанные ассоциации и союзы являются обобщающими категориями, которые хотя и имеют некоммерческий характер, но создаются и функционируют в сфере коммерческих отношений, находятся на грани с ними (тем более, что "координация" коммерческой деятельности может приносить прибыль).

Вместе с тем, как это определено в ст. 121 ГК РФ, если ассоциация или союз непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность, они преобразуются в хозяйственные общества или товарищества.

В настоящее время все более широкое распространение получают такие объединения, как холдинги (холдинговые компании), которые, не являясь по ГК РФ юридическим лицом, имеют в немалой мере коммерческий характер и находят правовое обоснование через определение основного и дочерних хозяйственных обществ.

Ассоциация или союз может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации - учредительным договором. В ст. 122 и 123 ГК РФ характеризуются учредительные документы (договор) ассоциаций и союзов, а также права и обязанности их членов. В том числе предусматривается, что члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Автоно́мная некомме́рческая организа́ция - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставленияуслуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.

Особенности функционирования:

1. Имущество, переданное во владение автономной некоммерческой организации её учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

2. Учредители автономной некоммерческой организации не отвечают по обязательствам учрежденной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам её учредителей.

3. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, соответствующую тем целям, для достижения которых была создана данная автономная некоммерческая организация.

4. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными документами.

5. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её услугами только на равных условиях с другими лицами.

39.Понятие и виды учреждений.

Учреждение - это организация, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится в паре с другой однопорядковой обобщающей категорией - "предприятием".

Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленного за ним имущества- форме аналогичной (но не тождественной) имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория "учреждение" может получить в последующем и более широкое распространение, например, при организации экономической жизни в области естественных монополий.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Если в отношении бюджетного учреждения распространяются общие правила субсидиарной ответственности собственника имущества, то в отношении автономных учреждений по обязательствам последнего ответственность собственника не предусмотрена (ст. 120 ГК РФ).

40.Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права: правоспособность, формы и порядок участия в гражданском обороте, гражданско-правовая ответственность.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах. В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа (включающих «материнские» и дочерние компании) данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом координации деятельности участников и представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов, будучи, таким образом, некоммерческими организациями. Они создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Разновидностью таких некоммерческих организаций теперь объявлены территориальные (региональные) союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы и т. п.), а такжетерриториальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т. д.). В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов) юридических лиц. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах, в том числе однородных по характеру деятельности. Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. Поэтому в случае расхождения условий, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как непосредственно определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими лицами. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности (определяющие объем и характер ее специальной правоспособности, а также основной предмет ее деятельности, который должен быть указан в ее наименовании), о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1–3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом из числа физических лиц – органов (должностных лиц) или представителей участников. Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут ограниченную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях; п. 4 ст. 14 Закона о благотворительной деятельности). Такая субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) составляет важную особенность ее гражданско-правового статуса. Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них1. Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения. Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, поскольку для ассоциации или союза его выход не влечет обязанности по осуществлению каких-либо выплат или выдач. Он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем в течение двух лет с момента выхода за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые члены принимаются в такое объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях). Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом (ср. п. 2 ст. 65 ГК). Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях) и не может распределяться между его учредителями (членами). Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная палата. Торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации). Ее главной особенностью является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам объединения (палаты). Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей и в отличие от учредительных документов обычной ассоциации имеет в качестве единственного учредительного документа устав. Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Членами ТПП могут быть исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). В остальном их статус аналогичен статусу обычных ассоциаций и союзов.


27. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно – административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права. Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию 27государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности. Участие государства и иных публично-правовых образований в вещных отношениях Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. 4–6 ст. 126 ГК). Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Они вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством. Публично-правовые образования могут быть наследниками по завещанию, а также становятся собственниками выморочного имущества. Таким образом, они могут быть участниками наследственных отношений. В зависимости от того, какие объекты входят в состав выморочного имущества (движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, банковские вклады и т. д.), определяются и органы публичной власти, участвующие в данных правоотношениях от имени публично-правовых образований. В качестве собственников они вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом. Создание унитарных предприятий – несобственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям (а создание казенных предприятий – субъектов права оперативного управления – только федеральному государству). Участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях . Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников – хозяйственные общества и товарищества – за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права. Однако учредителями таких обществ от их имени могут выступать лишь соответствующие комитеты или фонды имущества. Как акционеры и участники других хозяйственных обществ и товариществ публично-правовые образования через уполномоченных ими лиц становятся участниками корпоративных гражданско-правовых отношений. Их представители участвуют в деятельности таких коммерческих организаций от имени публично-правовых образований и в соответствии с их указаниями как на общих собраниях, так и в органах управления (исполнительных). Более того, государственные и муниципальные образования вправе на указанных выше условиях создавать хозяйственные общества со своим преобладающим или даже единоличным участием («компании одного лица», «государственные корпорации»). Участие публично-правовых образований в обязательственных отношениях. Государственные и муниципальные образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных нужд (где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица), а также в роли заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита. Такие отношения могут также оформляться выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных ценных бумаг (в том числе в «бездокументарной форме»), выполняющих функции облигаций («казначейских векселей» или «казначейских обязательств», «золотых сертификатов» Минфина и т. д.). Публично-правовые образования являются также субъектами ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц (ст. 16, 1069 ГК). Имущественный вред, причиненный гражданам и юридическим лицам такого рода действиями публичной власти, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), т. е. прежде всего за счет бюджетных (денежных) средств, а при их отсутствии – за счет иного составляющего казну имущества, кроме имущества, изъятого из оборота (п. 1 ст. 126 ГК)1. Поэтому ответчиками по соответствующим искам по общему правилу выступают финансовые органы. Участие государства в исключительных (неимущественных) правоотношениях. В сфере исключительных (изобретательских, авторских, «смежных» и тому подобных) прав субъектом правоотношений в определенных законом случаях может становиться федеральное государство (но не иные государственные и муниципальные образования). Вместе с тем участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит исключительный характер, обусловленный особой общественной (публичной) значимостью использования некоторых охраняемых объектов. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например на товарный знак или знак обслуживания. Участие государства во внешнем (международном) гражданском обороте . Самостоятельными участниками рассматриваемых гражданско-правовых отношений могут быть лишь государственные, но не муниципальные образования. На основе гражданско-правовых договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Стороной таких сделок является Российская Федерация обычно в лице Правительства РФ. Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство, будучи, в частности, собственником определенного имущества или иностранным инвестором на российской территории. Однако его правосубъектность будет определяться по правилам его национального законодательства (где оно чаще всего считается юридическим лицом публичного права) и с учетом соответствующих международно-правовых соглашений. Судебный иммунитет государства . Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства. В некоторых случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например с целью привлечения иностранных инвестиций. В законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям. Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений в сфере международных коммерческих связей.

"Налоговое планирование", 2006, N 2

Коммерческие организации по договору между собой могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) не проводит четкого различия между "ассоциацией" и "союзом". И то и другое рассматривается в качестве разновидностей объединений юридических лиц.

По мнению некоторых авторов, более правильно считать ассоциацию объединением однотипных коммерческих организаций, а союзы - объединением, в основе которого лежат иные мотивы (например, территориальная общность, общий рынок сбыта продукции).

Объединение коммерческих организаций создается с целью координации хозяйственной деятельности, для представления и защиты общих имущественных интересов членов объединения.

Координация хозяйственной деятельности предполагает предоставление ассоциации (союзу) управленческих полномочий. Эти полномочия должны быть четко определены в учредительных документах объединения.

В соответствии со ст. 122 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в учредительные документы следует включить условия о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений.

Решения, принятые органами объединения, обязательны для всех его участников.

Учредительные документы должны предусматривать порядок финансирования деятельности объединения за счет его участников, так как само объединение, будучи некоммерческой организацией, не имеет возможности "заработать" средства на свои нужды.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз):

  • преобразуется в хозяйственное общество или товарищество;
  • может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество;
  • может участвовать в таком обществе.

Следует обратить внимание на то, что преобразование возможно как в хозяйственное общество, так и в хозяйственное товарищество.

Учредить же ассоциацию (союз) вправе лишь хозяйственное общество. Дело в том, что товарищество не может быть учреждено одним лицом, в то время как хозяйственное общество - может (ст. ст. 87 и 98 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Объединение некоммерческих организаций возникает также на добровольной основе.

Закон не выдвигает каких-либо ограничений относительно видов объединяющихся организаций: допустимо создание смешанных союзов, например религиозные организации и благотворительные фонды.

Некоммерческие ассоциации (союзы) могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества на тех же условиях, что и объединения коммерческих организаций.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Это означает, что вступление в ассоциацию (союз) не влечет за собой изменения содержания правоспособности членов, за исключением полномочий, добровольно переданных объединению.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения. Такое положение вытекает из того обстоятельства, что деятельность ассоциации (союза) финансируется ее членами.

Размер ответственности и порядок ее реализации определяется учредительными документами объединения.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В сущности, именно для получения такого рода услуг образовываются ассоциации и союзы, деятельность которых финансируется за счет имущественных взносов участников. В связи с этим под безвозмездным оказанием услуг следует понимать безвозмездность конкретной услуги, которая, однако, в конечном счете оплачена имущественным взносом члена объединения.

Следует также иметь в виду, что получение конкретной услуги не оформляется возмездным гражданско-правовым договором (например, договором о возмездном оказании услуг), а непосредственно вытекает из прав члена объединения, предусмотренных учредительными документами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Возможность свободного выхода из состава ассоциации (союза) не должна причинить вреда другим членам объединения. Поэтому закон разрешает выход из состава объединения по усмотрению члена объединения только по окончании финансового года.

В соответствии с п. 3 ст. 48 ГК РФ при выходе из состава ассоциации (союза) ее член не имеет права на возврат своего имущественного взноса.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые рекомендуется устанавливать учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

Для принятия нового члена требуется согласие действительных членов ассоциации (союза). Правила о порядке приема, об имущественных правах и обязанностях вновь принимаемых должны быть включены в учредительные документы объединения, в частности, решен вопрос о предусмотренной законом возможной субсидиарной ответственности вновь принятого по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций установлен в гл. III Закона о некоммерческих организациях.

Некоммерческая организация может быть специально учреждена, а также создана в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Учреждение некоммерческой организации осуществляется по решению учредителей (учредителя).

При создании некоммерческой организации должны быть разработаны и утверждены (заключены) учредительные документы - устав и учредительный договор.

В учредительных документах некоммерческих организаций всех форм должны определяться следующие элементы:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством.

В учредительном договоре учредители определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, а также условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Форма
некоммерческой
организации
Содержание учредительных документов
Устав Учредительный
договор
Потребительский
кооператив
Не заключается
Общественная
организация
Утверждается учредителями
или участниками. Особенности
содержания устава
и учредительного договора
общественных организаций
определены в соответствующем
федеральном законе
Не заключается
Фонд Утверждается учредителями
или участниками. Должен
содержать наименование фонда,
включающее слово "фонд",
сведения о цели фонда;
указания об органах фонда,
в том числе о попечительском
совете, и о порядке
их формирования, о порядке
назначения должностных
лиц фонда и их освобождения,
о месте нахождения фонда,
о судьбе имущества фонда
в случае его ликвидации
Не заключается
Некоммерческое
партнерство
Утверждается учредителями
или участниками. Должен
содержать условия о составе
и компетенции их органов
управления, порядке принятия
ими решений, в том числе
по вопросам, решения по которым
принимаются единогласно
или квалифицированным
большинством голосов,
и о порядке распределения
имущества, остающегося после
ликвидации
Заключение
необязательно,
но допустимо
Учреждение Утверждается собственником Не заключается,
но необходимо
решение
собственника
о создании
Автономная
некоммерческая
организация
Утверждается учредителями
или участниками
Заключение
необязательно,
но допустимо
Ассоциации
и союзы
Утверждается членами союза
или ассоциации. Должен содержать
условия о составе и компетенции
их органов управления, порядке
принятия ими решений,
в том числе по вопросам,
решения по которым
принимаются единогласно
или квалифицированным
большинством голосов,
и о порядке распределения
имущества, остающегося после
ликвидации

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации в общем случае не ограничено.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Иными словами, общественные организации, фонды и автономные некоммерческие организации могут создаваться и одним учредителем.

Учреждения должны создаваться одним учредителем - собственником имущества. Если собственников имущества несколько, то созданная организация вряд ли будет отвечать признакам учреждения.

Учредителями государственных и муниципальных учреждений выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые закрепляют за созданными ими учреждениями имущество на праве оперативного управления согласно ГК РФ и осуществляют их полное или частичное финансирование.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

  • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Как уже было отмечено, некоммерческие организации классифицируются как юридические лица. Для приобретения прав юридического лица некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Следует сказать несколько слов об особенностях регистрации некоммерческих организаций с иностранным капиталом.

Как правило, некоммерческие организации с иностранным капиталом создаются для достижения конкретной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.

Правоотношения, связанные с созданием таких организации, регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Так, в силу Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" некоммерческая организация с иностранным капиталом подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ для государственной регистрации общественных объединений.

Специальный порядок государственной регистрации общественных объединений с участием иностранного капитала заключается в том, что решение о государственной регистрации таких организаций принимает не регистрирующий (налоговый) орган, а федеральный орган юстиции или его территориальный орган.

После принятия решения документы направляют в регистрирующий орган.

По этим документам регистрирующий орган не позднее пяти дней со дня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.

В силу тех или иных причин некоммерческие организации могут реорганизовываться. Основной причиной этого может быть изменение целей и задач некоммерческой организации.

Под реорганизацией некоммерческих организаций понимается их слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ.

Преобразование организации является частным случаем ее реорганизации.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В этой же статье определены основания, по которым организация может быть ликвидирована.

Любое юридическое лицо (в том числе и некоммерческая организация) может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи:
  • с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  • с достижением цели, ради которой оно создано;
  • с признанием судом регистрации юридического лица недействительной вследствие допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Статьей 61 ГК РФ специально оговорено, что общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.

Суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию юридического лица согласно его учредительным документам.

Юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то это юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ.

Согласно Закону о некоммерческих организациях решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

  • если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
  • в других случаях.

Статьей 33 Закона о некоммерческих организациях установлено, что если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и федеральному законодательству, то ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором. В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений она может быть ликвидирована по решению суда.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен ст. 19 Закона о некоммерческих организациях.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати информацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации информации о ликвидации некоммерческой организации.

В течение этих двух месяцев ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, по промежуточному ликвидационному балансу начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно ст. 64 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемой организации удовлетворяются в следующем порядке:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (п. п. 4 и 5 ст. 64 ГК РФ). По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Таким образом, в процессе ликвидации некоммерческой организации должно быть составлено не менее двух балансов:

  • промежуточный, на основании которого определяется сумма денежных средств и стоимость имущества, подлежащих передаче кредиторам;
  • ликвидационный, который фиксирует состояние имущества некоммерческой организации по состоянию на тот момент, когда расчеты с кредиторами будут закончены.

Целесообразно в дополнение к вышеперечисленным составлять еще два баланса:

  • перед принятием решения о ликвидации (до уточнения сумм требований кредиторов), что позволит определить финансовое состояние организации на данный период, уточнить основания для ее ликвидации, а также установить размер возможных выплат и стоимости имущества, которое может остаться после удовлетворения требований кредиторов;
  • после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди, что позволит установить суммы выплат, причитающиеся кредиторам пятой очереди. Весьма вероятно, что за месяц, прошедший после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, в размере и структуре активов ликвидируемой некоммерческой организации могут произойти существенные изменения.

Порядок использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, регулируется ст. 20 Закона о некоммерческих организациях.

Такое имущество может быть использовано на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, либо на благотворительные цели.

Если использование имущества по вышеуказанным направлениям по каким-либо причинам невозможно, оно обращается в доход государства.

Исключение сделано для некоммерческих партнерств и учреждений.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Имущество в части, превышающей размер имущественных взносов, направляется на цели, для которых это партнерство создавалось, на благотворительные цели или обращается в доход государства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации делается органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

  • заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;
  • решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
  • ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
  • документа об уничтожении печати некоммерческой организации.

Федеральным законом N 129-ФЗ установлена строгая последовательность действий учредителей или участников по взаимодействию с органами, осуществляющими регистрацию.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Обратите внимание! Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) внесены изменения в ст. ст. 5, 22 Федерального закона N 129-ФЗ, изменено название гл. VII и введена дополнительная ст. 21.1 "Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа".

В Письме ФНС России от 12.07.2005 N 09-1-02/2908 сообщается, что в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 83-ФЗ юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо), может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом.

Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Согласно п. п. 2 - 4 ст. 1 Федерального закона N 83-ФЗ при наличии всех перечисленных в данной статье признаков недействующего юридического лица регистрирующий налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Это решение должно быть опубликовано в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление.

Таким образом, в случае, если у юридического лица имеется задолженность, например, перед исполнительным органом Фонда социального страхования РФ, этот исполнительный орган вправе направить заявление в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения такого юридического лица о возражении против исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. После направления такого заявления решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В случае если заявления от лиц, указанных в п. 3 ст. 1 Закона N 83-ФЗ, в регистрирующий (налоговый) орган не поступают в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, по истечении указанного срока регистрирующим (налоговым) органом вносится запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

В Письме Минфина России от 27.07.2005 N 03-01-10/6-347 указывается, что даже если организация и ликвидирована, то долги ее небезнадежны.

НК РФ безнадежными признает долги, по которым истек срок исковой давности, либо обязательство, которое прекращено в связи с невозможностью исполнения. Причем такая невозможность согласно п. 2 ст. 266 НК РФ может возникнуть на основании акта госоргана или в связи с ликвидацией организации.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ безнадежные долги организации могут списывать в расходы.

Однако Минфин России считает, что упрощенная ликвидация под эту норму не подпадает. Факт исключения организации из ЕГРЮЛ (именно это и происходит при упрощенной ликвидации организации) вовсе не тождественен ликвидации.

Это связано с тем, что при упрощенной ликвидации недействующей организации налоговым органам не надо обращаться в суд. Исключение юридического лица из госреестра происходит только на основании решения налоговой инспекции.

Федеральный закон N 129-ФЗ предоставляет право кредиторам организации, ликвидируемой в упрощенном порядке, обратиться с заявлением в регистрирующий орган. В таком заявлении должны быть перечислены требования к должнику и доказательства их обоснованности. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящей ликвидации недействующего должника.

По мнению Минфина России, подача заявления должна приостановить упрощенную ликвидацию недействующей организации. И после этого ликвидировать организацию может только суд в порядке банкротства отсутствующего должника.

Организации, которые пропустили срок подачи такого заявления, также не могут списать задолженность. Они должны обратиться в суд и обжаловать сам факт исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ для того, чтобы взыскивать с него причитающиеся суммы.

Существует и иное мнение на этот счет. Авторы, придерживающиеся другой точки зрения, ссылаются на положения ст. 266 НК РФ, в которой говорится о том, что долги ликвидированных фирм признаются безнадежными. А согласно ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной именно после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. С этого же момента юридическое лицо признается прекратившим существование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ и есть ликвидация организации.

При упрощенном порядке также вносится запись в ЕГРЮЛ, а следовательно, происходит ликвидация организации. И на долги кредиторов этой организации должны полностью распространяться правила ст. 266 НК РФ. Поэтому такую задолженность можно смело признавать безнадежной к взысканию и списывать во внереализационные расходы.

Не имеет смысла и предложение Минфина России вместо списания долга "реанимировать" организацию и предъявлять к ней претензии. Дело в том, что в таком случае начинает работать процедура банкротства отсутствующего должника. Но финансировать подобную ликвидацию некому. Ведь, как правило, у недействующих организаций нет никакого имущества. Из п. 2 ст. 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника суд должен вернуть заявление о признании должника банкротом. Получается, что единственный способ списать такую задолженность для кредитора - профинансировать процедуру банкротства.

Редакция Закона о некоммерческих организациях от 2 февраля 2006 г. ужесточает процедуру регистрации некоммерческих организаций.

Это связано с необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, так как в существующем законодательстве о некоммерческих организациях механизм контроля за ними отсутствует.

Новый Закон о некоммерческих организациях устанавливает специальный порядок государственной регистрации таких организаций, созданных в форме:

  • некоммерческого партнерства;
  • учреждения;
  • автономной некоммерческой организации;
  • фонда;
  • ассоциации;
  • союза.

В соответствии с текстом нового Закона создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

При этом на территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются:

  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • иностранные организации;
  • иностранные некоммерческие неправительственные организации;
  • отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Также на этих территориях запрещается деятельность международных организаций.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть:

  • граждане, достигшие 18 лет;
  • юридические лица - общественные объединения.

Иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

В Законе устанавливается, что иностранец, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания на территории России либо в действиях которого согласно судебному решению содержатся признаки экстремистской деятельности, не может быть ни учредителем, ни членом, ни участником общественного объединения.

Также учредителями не могут выступать осужденные на лишение свободы лица.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских общественных организаций - граждане, достигшие 8 лет.

Устанавливается, что органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации.

Решение о госрегистрации или отказе от нее принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в данной области, или его территориальным органом. При этом решение о госрегистрации общероссийского или международного общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Законом определено, что документы для государственной регистрации некоммерческих организаций подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда или общего собрания.

Решение о регистрации должно быть принято уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня получения заявления. За госрегистрацию некоммерческих организаций, изменений, вносимых в их устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В регистрации может быть отказано, если устав и иные учредительные документы общественного объединения противоречат Конституции и законодательству Российской Федерации.

Общественные объединения должны информировать федеральный орган госрегистрации об объемах получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства финансовых средств. В противном случае регистрировавший такое объединение орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Л.Н.Мякинина

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как только коммерческие или только некоммерческие организации, так и те и другие одновременно (п. 4 ст. 50 ГК). Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, кроме того, одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим органом является общее собрание участников, компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1 - 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Исполнительные органы ассоциации (союза) образуются из числа физических лиц - органов или представителей участников.

Имущество ассоциации (союза) первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут субсидиарную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на цели деятельности, указанные в учредительных документах.


Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, кроме того, он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо прочего, в течение двух лет с момента выхода за бывшим участником сохраняется субсидиарная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Остаток имущества ассоциации (союза), образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях») и не может распределяться между его учредителями (членами).