Мошенничество на земельных аукционах, что делать? Как это сделать: победить в нечестном тендере Они потом донесут.

Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает целый перечень конкурентных способов осуществления закупок за государственные средства, применение которых зависит от конкретных условий и предмета закупки. Отличным, «неконкурентным», способом определения контрагента по контракту является проведение закупки у единственного поставщика, которая для компаний, имеющих репутацию надежного партнера, стала очень выгодным инструментом. Что разрешает закон и можно ли его обойти, чтобы стать «своим» поставщиком, невзирая на конкуренцию? Как при этом проигрывает малый бизнес, выпадая из процесса?

Тридцать четыре случая

Несмотря на то что главным принципом госзакупок, по законодательству РФ, является конкуренция, есть случаи, когда заказчик при покупке товаров или работ (услуг) может выбрать одного конкретного поставщика. Но злоупотреблять процедурой закупки с одним участником не стоит, ведь отказ от принципа конкурентности может вызвать большой интерес у контролирующих органов, которые никогда не упустят возможности провести проверку.

Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» (ч. 1 ст. 93) установлено 34 случая, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Наиболее актуальными и широко применимыми случаями являются ситуации, когда предполагаемая цена контракта невелика. Так, действующее законодательство устанавливает максимально допустимую цену по такому контракту в 100 тыс. руб. И этим хитрым ходом, по словам руководителя ООО «СО Рустендер» Олега Паршина, могут воспользоваться заказчики.

Однако, – отмечает предприниматель, – к чести заказчиков, таких нарушений в последнее время не было выявлено и процесс закупок проходит без нарушения правил.

Другого мнения придерживаются представители Общероссийского народного фронта (ОНФ). Несмотря на то что российскими властями принимаются серьезные меры по исключению коррупционной составляющей в госзакупках, многие участники этого процесса не верят в честные закупки, и за каждым контрактом, по их мнению, должен осуществляться контроль. Именно это стало ключевой темой для обсуждения на форуме «За честные закупки» в Приволжском федеральном округе, который весной ОНФ провел в Самаре.

И сомнения участников форума являются вполне обоснованными. По словам эксперта Института управления закупками и продажами Александра Буркова, существует ряд нарушений, которые на первый взгляд могут пройти незамеченными. Тем не менее они являются прямым нарушением закона. К примеру, скрытое описание определенного товарного знака. Подобного рода нарушения возникают вследствие «прописки» требований технического задания только под один конкретный товар одного производителя. Формальнов тексте документации нет указания, например, на определенный товарный знак, однако такое описание подразумевает возможность предложения для поставки только одного определенного товара, работы или услуги. Кроме того, вопросы может вызвать излишняя детализация требований к техническим и качественным характеристикам. В данном случае речь идет о таком описании объекта закупки, под который не подходит ни один товар на рынке. Иными словами, описание объекта закупки может содержать либо невыполнимые требования, либо же требования, которые сами по себе не являются уникальными, однако в совокупности представляют собой несуществующий товар, работу или услугу.

Важно добавить, что эти действия могут носить непредумышленный характер. К распространенному типу нарушений относятся грамматические ошибки, допущенные при описании объекта закупки, а также необоснованное указание на объект промышленной собственности, когда заказчик, описывая объект закупки, запрашивает определенный товар, указывая его торговое наименование, наименование производителя и т.п. в случаях, не разрешенных законодательством.

– Необходимо отметить, что к данному типу нарушений относятся те случаи, когда такое указание объекта промышленной собственности не относится к случаям исключения, следовательно, является необоснованным, – добавляет Александр Бурков.

Несмотря на лазейки, которые недобросовестные участники госзакупок находят в ФЗ-44, ФАС достаточно оперативно обнаруживает подобные нарушения и пресекает, в том числе благодаря совместной работе с ОНФ.

Вместе с тем существует условие, согласно которому совокупный объем закупок у единственного поставщика не должен быть более 5% общего годового объема, предусмотренного соответствующим планом-графиком заказчика, а также не должен превышать 50 млн руб. Следовательно, можно сделать вывод, что закупка у единственного участника для многих заказчиков является наиболее рациональным и удобным способом определения контрагента, если требуется закупить небольшой объем товаров, работ и услуг.

А как у них?

Как в этой связи обстоят дела у малого бизнеса? Проигрывает ли он, выпадая из процесса? На этот вопрос нам ответили сами предприниматели.

Игорь Скляр, представитель компании «КМК»:

– Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность компаниям, которые давно работают в своем сегменте и имеют хорошую репутацию, больше возможностей получить заказ. К положительным чертам госзакупок с единственным участником я отнес бы существование наработанных связей и положительного опыта сотрудничества, так как заказчик всегда выбирает того участника, с которым ему проще работать. К тому же это низкая вероятность нарушения технической составляющей процесса госзакупки, меньший объем работ заказчика, не требующий формирования закупочной документации и технического задания, а также сокращенная процедура по сравнению с открытыми торгами, где заказчику нужно рассматривать заявки участников и делать их оценку. Для нас такой способ является очень удобным и выгодным.

Лариса Косинова, представитель ТД «Альфа Электротехторг»:

– Это очень выгодно для обеих сторон. Для заказчика исключен риск нарваться на фирму-однодневку или недобросовестного поставщика. Для участников тендера отсутствует возможность столкнуться с демпингом предлагаемых услуг или товаров. Но закупки у единственного поставщика могут применяться только при небольших суммах контракта, а мы, как компания, заключающая миллионные контракты, на такую систему закупок рассчитывать не можем. Поэтому, к сожалению, мы выпадаем из этого процесса и принимаем участие в аукционе на общих условиях. Однако у организации, которая хорошо известна по предыдущим проектам, также есть все шансы выиграть тендер на оказание услуг. Поэтому в любом случае ФЗ-44 дает возможность малому бизнесу заявить о себе как о качественном исполнителе и поставщике.

Олег Паршин, руководитель ООО «СО Рустендер»:

– При закупках у единственного поставщика больше выигрывает заказчик.

К слову сказать, если заключен договор на поставку определенного объема реагентов, а заказчик использовал их меньше запланированного объема, учитывая малоснежную зиму, то поставщик потеряет в сумме заказа. Но если сравнивать ФЗ-94 и ФЗ-44, то в первом было больше лазеек для коррупционной составляющей, однако ФЗ-44 эти возможности существенно ограничивает. Появилась некая прозрачность закупок. Конечно, малый бизнес при закупках у единственного поставщика несколько выпадает из процесса, но для него с 2013 года существует специальный Портал поставщиков малого бизнеса.

Как уже было отмечено, закупка у единственного участника является наиболее удобным как в плане оформления, так и во временном аспекте способом закупки товаров, работ и услуг, однако ее реализация возможна исключительно в предусмотренных законом случаях. Все респонденты выразили уверенность, что стать «своим» в закупках с единственным участником есть шанс лишь при наличии у компании положительной репутации.

Тем не менее на форумах в Интернете представителями некоторых компаний обсуждаются различные способы применения этого вида закупок, когда организации невыгодно проводить аукцион среди нескольких участников, а дробить заказ и распределять его по частям не имеет смысла. В этом случае, считают специалисты, необходимо обоснование выбора закупок у единственного поставщика.

Ирина Сургутскова, старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок, пишет, что, исходя из неофициального проекта порядка обоснования способа закупки (ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ), оправданием «малой» закупки будет ссылка на сам закон или следующее объяснение: «Проведение конкурентных процедур нецелесообразно, в том числе по следующим причинам: отсутствие возможности получения экономии средств за счет повышения конкуренции посредством проведения конкурентных закупок, в связи с затратой времени, отсутствие заинтересованности в получении заказа со стороны потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)».

Возможно, должно пройти какое-то время, чтобы система оправдала себя, но ФЗ-44 уже получил доверие участников рынка. Тем не менее успешным результатом деятельности любой компании может стать только качественно выполненная работа и честное отношение к процессу госзакупок.

Текст: Марина Юдина

А что делать? Такая ситуация повсеместна. Вот, мы с женой, например, обратились в Земельный Комитет Шаховского района Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для строительства дачного дома. На приеме столкнулись с некомпетентностью, незнанием действующего Земельного Кодекса РФ и классификатора ВРИ. Фактически, нам препятствовали в подаче заявления, вводили в заблуждение о возможном ВРИ земельного участка (только ИЖС, причём со слов руководителя ВРИ ИЖС и ЛПХ значит одно и тоже). Добиться подачи заявления удалось лишь благодаря нашему упорству, неоднократному посещению Земельного Комитета и разобравшись самостоятельно в Земельном Кодексе. В итоге, по заявлению было опубликовано извещение с ошибкой: вид разрешенного использования не соответствовал целям. Исправлять несоответствие отказались, т. е. по факту муниципальная услуга была предоставлена с нарушением. Администрация же ни на какие наши доводы не реагирует, считая свои действия законными. На жалобы Главе района приходят отписки, которые не содержат законных обоснований действия КУИ. Земельный Комитет и Администрация работают с нарушением действующего Земельного Кодекса. Это единственный вывод.
Нас незаконно вывели на торги, так как встречное заявлению было подано на другой ВРИ, который был указанный в извещении на сайте торги, а не на запрашиваемый нами в заявлении о предварительном согласовании. Кроме того заявки на участие в аукционе подали группа лиц, которая действует таким образом по всем лотам в Шаховском районе. А именно, происходит такая ситуация: по всем заявлениям граждан о предоставлении участков в аренду действует одна и та же группа лиц мошенников-спекулянтов с криминальным прошлым (некоторые были осуждены), которая выводит граждан на торги и затем вымогает деньги за их отказ от участия в торгах. Это происходит, как нам удалось выяснить, с ведома и прямого попустительства Земельного Комитета (они сами рассказали их расценки!). В случае отказа платить, торги обрушаются, т. е. цена на аукционе взвинчиваются, что делает аренду бессмысленной. После этого, уже оформленные инициаторами аукционов, участки возвращаются в администрацию, их опять можно предлагать к продаже и т. д.
Имена этой группы лиц известны, пострадавших масса. Но так как правила форума запрещают обсуждение частных лиц и компаний, прошу модератора раздела не удалять сообщение и написать каким образом возможно обсуждение данной проблемы с указанием конкретных причастных лиц, чтобы консолидировать людей и людям быть в курсе данной схемы мошенничества, происходящего в сфере земельно-имущественных отношений?

Государственные заказы и федеральные контракты для любой исполняющей организации являются лакомым кусочком, хотя бы потому, что объемы работ и выплаты по ним гарантированы и не зависят ни от каких сторонних факторов. Однако получить такой заказ исполнитель может только в ходе электронных торгов, согласно действующему Федеральному закону №94. Многие исполнители ищут пути обойти торги , но насколько реально это сделать законным путем?

Инструкция

Следует сразу отметить, что для приоритетного получения государственного заказа в обход торгов, в этом должен быть заинтересован не только исполнитель, но и заказчик. При условии, что заказчик хочет передачи заказа конкретному исполнителю, он может прибегнуть к ряду решений.

Один из ключевых легитимных способов избежать торгов по федеральному контракту – обосновать стратегическую важность объекта, на котором будут выполняться работы по данному контракту, либо его особую опасность. Если работы по контракту будут так или иначе связаны с объектами стратегической важности (путепроводы, мосты, газопроводы и пр.) или повышенной опасности, заказчик имеет право заменить торги конкурсом. Главное отличие в рамках конкурса заключается в том, что учитываются не только предоставленные сметы и планы работ, но и мнение специально назначенной заказчиком комиссии о каждом исполнителе. Другими словами, заказчик выбирает из предложенного списка соответствующих кандидатов исполнителя, что называется, по душе.

Второй вариант – реализация контрактов через госкорпорации. Эта категория организаций не попадает под действие закона о государственных закупках, следовательно, выбор исполнителей госкорпорации осуществляют по ими же установленным внутренним требованиям к кандидатам.

Если же выбор исполнителя осуществляется именно в ходе торгов, то заказчик также имеет возможность выбрать именно того, который ему интересен, не нарушая законодательных норм. В этом случае заказчик изначально формирует список требований к кандидатам таким образом, чтобы удовлетворить его на 100% мог только нужный заказчику исполнитель.

Часто заказчики при выставлении контракта на торги неверно или не в полном объеме указывают технические требования к проекту, информируя о них только заранее избранного исполнителя. Однако этот метод является прямым нарушением законодательства и может повлечь за собой штрафные санкции со стороны ФАС.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Проводимая президентом и правительством страны политика предусматривает снижение государственных расходов и пополнение бюджета за счет продажи части федерального имущества. Уже через несколько месяцев продажа высвобождающихся активов будет…

Рерайтинг - один из самых популярных видов заработка в интернете - не требует навыков, особых знаний и образования. Его популярность говорит сама за себя - появившиеся только что заказы разбираются буквально за первые полчаса. Как же минимизировать…

Электронные торги или аукционы являются способом продажи и покупки товаров. Отличаются электронные торги от реальных тем, то целью является понижение стоимости товара, а не повышение. То есть можно приобрести лот за сумму, которая будет меньше, чем…

Заключить договор возмездного оказания услуг необходимо, когда вы нуждаетесь в какой-либо услуге или оказываете ее по заданию заказчика. Данный договор представляет собой соглашение между исполнителем и заказчиком по вопросам оказания определенной…

Слово «тендер» широко используется в современном русском языке, хотя и имеет английское происхождение (to tend – обслуживать). Сегодня, экономическое наполнение этого термина практически полностью вытеснило другие его значения, а потому…

Акт приема-передачи - очень важный документ, который регулирует отношения между заказчиком каких-либо услуг и исполнителем. Когда все работы завершены, и заказчик остался доволен, следует начать заполнение акта. Инструкция 1В левом верхнем углу…

Для открытия собственного аукциона, совсем не обязательно быть супер компанией или уметь делать какие–то необычные вещи. Это подвластно каждому. Обычно аукционы открываются крупными торговыми компаниями или брокерами, которые имеют возможность…

Государственный контракт - договор, заключаемый от имени Российской Федерации для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Контракт заключается на основании подведения итогов конкурса, запроса котировок или аукциона в электронной форме.…

Согласно Закону "О защите прав потребителей", каждый предприниматель, осуществляющий услуги или выполняющий работу, должен предоставить заказчику акт. Этот документ является первичным и относится к бухгалтерской документации.

Государственный контракт – это особая форма договора о поставке товаров или оказании услуг, направленная на обеспечение нужд государства и его структур. Оплата за товары и услуги, предоставленные в рамках государственного контракта, осуществляется…

Электронные торги подразумевают под собой систему взаимодействия потребителя и исполнителя, продавца и покупателя, через интернет. Заказчиком в таких торгах являются, как правило, государственные, а так же муниципальные учреждения, исполнители же…

Участвовать в электронных торгах могут только компании, которые признаны участниками открытого аукциона. Кандидаты должны направить предложение о стоимости договора, которое будет учитывать уменьшение текущего минимального значения о стоимости…

Прошел год, как вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Итоги его действия через призму судебной практики подводит генеральный директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.

ОТКУДА ДЕЖАВЮ?

Наблюдая за процессом реформирования систем закупок в организациях, попавших под действие ФЗ-223, невозможно избавиться от ощущения дежавю. Нечто похожее наблюдалось в начале действия Федерального закона ФЗ-94: те же ошибки, та же безграмотность и, что особенно печально, тот же правовой нигилизм. «Да что там этот закон, нам неудобно так!» (цитата одного из руководителей). Эрзацюристы же избрали другую форму: «Ну, нарушаем, ну и что? Пока еще судебная практика сложится…» Увы, такой подход - весьма распространенное явление.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на способы закупок, применяемые заказчиками. Конечно, конкурсы и аукционы присутствуют у всех заказчиков. Впрочем, как и почти у всех - запрос предложений. Встречаются и более экзотические для нашей страны способы: предложение делать оферты, тендерные торги, открытый запрос предложений на право заключения договора (тендер), конкурс подрядных торгов, просто закупка и др.

Обратим внимание на наиболее распространенный способ - запрос предложений. Чем он привлекает внимание? При ближайшем рассмотрении оказывается, что у 99% заказчиков этот самый запрос предложений практически ничем не отличается от конкурса, а в некоторых случаях даже дословно повторяет его (из положения) вплоть до синтаксических ошибок. Как так?

Да очень просто. Такие «умные» заказчики решили, что если назвать конкурс запросом предложений и добавить фразу о том, что заключение контракта не является для них обязательным, они таким способом минуют ответственность по статьям Гражданского кодекса. И если часть заказчиков делает это по безграмотности, то другая, не менее значительная, - абсолютно сознательно. Причем последние, опять же, вдохновляются различными мотивами: одни - чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, а другие - руководствуясь исключительно коррупционными побуждениями. «Неугодный» поставщик, сколь бы добросовестным ни был, должен знать, что контракт он не получит ни при каком раскладе. ФАС не обошла вниманием таких хитрецов.

Пример. ОАО «МРСК Сибири» объявило о проведении «открытого запроса предложений». По мнению заказчика, извещение о проведении открытого запроса предложений не является объявлением ни о проведении конкурса, ни о проведении аукциона, в связи с чем нормы, регламентирующие порядок проведения торгов, не подлежат применению. УФАС по Республике Хакасия признало открытый запрос предложений соответствующим по форме проведения открытому конкурсу и обратилось в суд о признании его недействительным.

Особо следует отметить, что в данном случае позиция судов полностью совпала с позицией ФАС.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 июля 2009 года по делу № А74-1875/2009 открытый запрос предложений, отвечающий признакам открытого конкурса, признан недействительным в связи с нарушением обществом порядка определения победителя торгов.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

ОНИ ПОТОМ ДОНЕСУТ

Укоренилась практика создания преимущественных условий компаниям, имеющим в прошлом (или настоящем) договорные отношения с заказчиком. Типичный пример. Заказчик устанавливает в документации требование о представлении в составе заявки авторизационных писем. Не будем сейчас вдаваться в юридические тонкости самого статуса таких документов, но при рассмотрении заявок зачастую происходят следующие вещи: один участник представляет такие письма, другой - нет, но допускаются оба. На недоуменные вопросы заказчик, ничуть не смущаясь, отвечает: «Ну, это же несущественное нарушение». Или непредставление в составе заявки актуальной выписки из ЕГРЮЛ. «Но мы знаем их, верим им, они просто не успели получить. Они потом донесут», - приводит заказчик аргумент.

Разумеется, такие случаи нельзя назвать иначе, как грубейшие нарушения не только норм законодательства, но и самих принципов торгов - равноправия, справедливости, состязательности. Исходя из общих принципов права, «существенными» должны считаться любые отклонения, которые выбиваются за рамки, установленные заказчиком. Установив требование (а не пожелание) о представлении участником авторизационных писем или актуальной (для заказчика) выписки из ЕГРЮЛ, заказчик тем самым дает понять, что данный документ важен для последующего заключения договора, то есть он имеет юридическое значение и прямым образом влияет на формирование правоотношений.

В 99% документации можно встретить и следующую фразу: «По решению комиссии претендент может быть допущен к участию в конкурсе при наличии в заявке несущественных отклонений от требований, установленных настоящей документацией (создание преимущественных условий одному или нескольким претендентам при этом не допускается). Отклонения считаются несущественными, если они:

Не влияют на состав, объем, сроки, качество и другие характеристики подлежащих поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг);

Не ограничивают права заказчика или обязательства поставщика/подрядчика/исполнителя по договору по сравнению с тем, как они предусмотрены в документации».

В качестве оправдания заказчики приводят следующий аргумент: «А если, например, участник оформит заявку с отклонениями от требований, так его за запятую отклонять?» Данное «оправдание» не выдерживает никакой критики, поскольку правильность оформления предложения также является одним из требований (а не пожеланием) документации, кроме того, пункты о «несущественности» отклонений не содержат четкого ответа, что понимается под ними и насколько «существенными» они должны быть, чтобы привести к отклонению той или иной заявки.

РАЗНИЦА МЕЖДУ НЕСОСТОЯВШИМСЯ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

Стоит напомнить, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (ч. 1 ст. 449 ГК РФ). И незаконный допуск к участию в конкурсе может послужить основанием для признания его судом недействительным.

Так, Департаментом здравоохранения Пермской области был проведен открытый конкурс, в котором приняли участие две фирмы и, соответственно, одна из них была признана победителем. Однако проигравший участник обратился в арбитражный суд с иском о признании конкурса несостоявшимся. Истец обосновывал свои требования тем, что победитель не представил лицензию на осуществление деятельности, являющейся предметом конкурса (не имел ее), а также не имел необходимого опыта работы в предметной сфере.

Суд согласился с доводами истца и признал конкурс несостоявшимся, указав, что конкурсная комиссия должна была принять решение об отказе в допуске к участию в конкурсе будущего победителя. Вследствие такого решения оставался бы лишь один участник, что, соответственно, делало бы конкурс несостоявшимся.

Однако апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что незаконный допуск к участию в конкурсе является основанием не для признания последнего несостоявшимся, а недействительным. Такой вывод апелляционного суда впоследствии был поддержан и кассационной инстанцией (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2006 г. Дело № 17АП-337/2006-ГК).

ОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Еще одно подобное дело относительно незаконного допуска сравнительно недавно добралось аж до Верховного Суда. И хотя в данном случае обжаловалось уже наказание –постановление о назначении административного наказания, суды всех инстанций сделали вывод о том, что конкурсная комиссия необоснованно допустила к участию в конкурсе компанию, не имеющую требуемой лицензии.

Так, в результате проверки, проведенной Управлением ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу, установлено, что конкурсная комиссия Департамента по экономической политике администрации г.Сургута необоснованно допустила к участию в конкурсе муниципальное коммунальное предприятие, заявка которого не соответствовала требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (лицензия).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания сотруднику департамента, проголосовавшему за допуск компании к участию в конкурсе. Где только этот сотрудник не обжаловал «несправедливое» наказание. И наконец, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации постановил:

«Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу от 9 апреля 2008 г., решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 мая 2008 г. и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 августа 2008 г., вынесенные в отношении Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Н. - без удовлетворения» (постановление Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. № 69-АД09-1).

ИЗБРАННЫЕ И НЕУГОДНЫЕ

Но есть и оборотная сторона медали. Другие заказчики лояльное отношение к «избранным» участникам с успехом подменяют крайне нелояльным подходом к «неугодным». Это выражается в установлении требований о представлении всевозможных лицензий, не имеющих отношения к предмету закупки, не существующих в принципе сертификатов, справок. Например, справки о том, что участник не выступает в качестве ответчика в судебных разбирательствах. Участники попадают, мягко говоря, в затруднительную ситуацию, так как суды просто не могут выдать справку об участии в судебных разбирательствах хотя бы потому, что такой формы справки вообще не существует.

Требование же о представлении разнообразных лицензий вообще встречается в каждой третьей закупке. Причем в половине случаев такие лицензии вообще не имеют отношения к предмету закупки, а во второй половине они хоть и связаны с предметной тематикой, но являются явно излишними и не оказывают никакого влияния на исполнение контракта.

Наиболее наглядный пример таких «излишеств» заказчиков был продемонстрирован ГУП « Московский метрополитен» при проведении закупки на оказание услуг по подготовке и аттестации специалистов (руководителей) эскалаторной службы (решение Московского УФАС по делу №1-00-173/77-12 от 06.04.2012). В документации было установлено требование о представлении лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Участник не смог выполнить данное требование, был отстранен от участия в закупке и обратился в антимонопольный орган.

В ходе рассмотрения этой жалобы выяснилось, что образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежат лицензированию. А ведь в той же документации было оговорено, что по окончании подготовки должен быть выдан документ, подтверждающий лишь прохождение курса подготовки. Следовательно, в данном случае требование об обязательном представлении лицензии на право осуществления образовательной деятельности являлось излишним.

Как итог, антимонопольный орган абсолютно справедливо углядел здесь совершенно необоснованное ограничение.

Еще один пример. В ходе проведения открытого аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» заявки ООО «Строительное управление № 35» и ООО «МэйджорСервисМ» были признаны не соответствующими требованиям документации, а именно: отсутствовали копии документов, подтверждающие договорные отношения с ОСАО «Ингосстрах» на ремонт автомобилей; копии документов, подтверждающие наличие ремонтных постов. На заседании комиссии УФАС установлено, что деятельность, являющаяся предметом договора, не имеет взаимосвязи с оказанием страховых услуг, а предмет договора технологически и функционально не связан со страховой деятельностью.

Все вышеперечисленные примеры наглядно показывают не только низкий уровень правовой грамотности, но и порой намеренное отрицание права, нередко связанное с коррупционными интересами.

ЧТО ВЗЯТЬ ЗА КРИТЕРИЙ

Сами механизмы реализации закупок в России пока далеки от совершенства. Пример из жизни. Так как ФЗ-223 позволяет устанавливать дополнительные требования к участникам торгов, то заказчики, пользуясь этим правом, не мудрствуя лукаво, стали использовать такие требования в качестве… критериев оценки (наличие лицензий на техническое обслуживание, копии доверенности от производителя, авторизационных писем, наличие в штате поставщика квалифицированных специалистов, сертифицированных производителем). Нечего и говорить, что такие лицензии, сертификаты и т.п. получит не каждый. Фактически организатор не отклоняет заявку по причине несоответствия, а объявляет такого участника проигравшим, что очень удобно в случае, например, подачи на конкурс 2 - 3 заявок.

Однако такие требования могут являться условием участия в торгах, следовательно, наличие или отсутствие в составе заявок документов, определенных организатором торгов как обязательных к представлению, а также соответствие или несоответствие участника установленным требованиям никак не могут быть критериями оценки предложений.

Нередки случаи, когда заказчики применяют критерии, не предусмотренные положениями, а порой и вообще игнорируют оные. Приведем пример. Участник пожаловался на ОАО «Российские железные дороги» в лице Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» и организатора открытого конкурса - Санкт-Петербургского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок - структурного подразделения ОАО «РЖД». Предметом жалобы являлось отсутствие в конкурсной документации значимости критериев оценки, указания на рейтинги оценки в баллах, получаемых по результатам оценки по критериям, и методики расчета, по которой заказчик будет оценивать поступившие заявки в целях выявления лучших условий исполнения договора. Кроме того, в конкурсной документации критерии, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок, определены не в соответствии с критериями, перечень которых определен в положении о закупках.

Действительно, а зачем? В положении прописали - и хватит! И с позиции заказчика то, что критерии, перечисленные в документации, не вполне имели отношение к критериям, определенным положением о закупках, - так на это не стоит обращать внимания.

ЧТО ТАКОЕ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

Некоторые «системы» один в один повторяют те ухищрения, на которые шли государственные заказчики на заре действия ФЗ-94. Упомяну об одной из них, применяемой при закупке оборудования.

Дело в том, что согласно этой «системе» коэффициенты весомости критериев оценки умножаются на… место, которое занял конкретный участник, в зависимости от привлекательности предложения. Проще говоря, заказчик установил максимально приемлемый срок поставки - 31 октября. И вот одна заявка предусматривает именно этот срок, тогда как участник, предложивший поставить продукцию к 30 октября, получит ровно во столько же раз больше баллов, нежели если бы он был готов выполнить обязательства к 1 июля. То же самое касается и цены, и сроков гарантии, и прочих критериев.

А если захотел заказчик развивать сервисы взаимодействия граждан с органами государственной власти, а проще говоря, пополнить список государственных и муниципальных услуг на соответствующем портале? Прошу заметить - на едином портале, это важно!

Включает он такой критерий, как опыт выполнения аналогичных работ в предметной области. Вроде ничего особенного, вполне обычный подход, применяемый абсолютным большинством заказчиков. Наш заказчик даже попытался раскрыть, что он имеет в виду под «аналогичными», правда, вылилось это в банальный пересказ технического задания, но сам порыв оценен.

Но вот что выясняется: заказчика интересует не просто опыт, а внедрение его в максимальном количестве субъектов РФ, то есть 1000 успешных внедрений в г. Москве не идут ни в какое сравнение с 15 внедрениями в маленьких муниципальных образованиях, но… в различных субъектах. Более того, видимо, по «гениальной» задумке заказчика система присвоения баллов за количество этих субъектов чудесным образом смогла поставить под сомнение все учения древних математиков Египта, Вавилона и Греции, вместе взятых, и пренебречь принципами пропорции.

Выглядело это так. Опыт выполнения работ в количестве субъектов измерялся в количестве баллов: 1 субъект - 2 балла, 2 субъекта - 5 баллов, 3 субъекта - 10 баллов … 9 субъектов - 45 баллов, 10 субъектов - 50 баллов, 11 субъектов - 60 баллов… Критерий оценивается исходя из количества субъектов Российской Федерации, где проводились работы, аналогичные предмету лота.

Объяснения, что при прямой пропорциональности подразумевается, что переменные изменяются в равных долях, то есть если аргумент изменился в два раза в каком-либо направлении, то и функция изменяется тоже в два раза в том же направлении, были выслушаны с крайним удивлением. Затем последовал вопрос: «Ну и ладно… а покажите, где написано, что так нельзя?» - «В математической науке, - был ответ. –Пропорция - это от латинского proportio - соразмерность, выравненность частей». - «Нет, покажите, где в законе написано, что это запрещено», - настаивали на своем авторы новой теории. Это достойный пример эпистемологического анархизма, правда являющегося следствием элементарного незнания.

КТО УМЕЕТ УПРАВЛЯТЬ

Подводя итог, хочется напомнить, что в стране постоянно увеличивается количество организаций и, соответственно, объем закупок будет все больше и больше. К примеру, на данный момент речь идет о расходовании колоссальной суммы - около 13 трлн руб. (имеется в виду вместе с госзаказом). И кому же доверено управление расходованием этих средств? «Специалистам», в лучшем случае прошедшим двухнедельный курс повышения квалификации. Никто из нас не идет к человеку, прослушавшему месячный курс оказания первой медицинской помощи, для проведения им операции на сердце. Почему же в области закупок мы считаем, что все слишком просто? Или ориентируемся на хрестоматийное «любая кухарка может управлять государством»?

А между тем в России есть высококлассные специалисты, некоторые из них стояли у самых истоков современных закупок в России. И сейчас можно воспользоваться их бесценным опытом и знаниями, привлекая для создания учебных программ, методических рекомендаций, проведения исследований и конечно же новых законов.

Опечатки для своих

Извещения о госзакупках общедоступны в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru). Но заказчики иной раз намеренно усложняют поиск информации. Распространенный способ — «случайная» опечатка в словах или неточные синонимы. Отсюда появляются всевозможные «атвомобили», «стелко», «афсальт» и прочее. Другой популярный вариант — указать неверный код продукции (из классификатора ОКПД). Например, закупается хлеб, а код продукции относится к ремонту автомобилей . Если поставщик ищет по классификатору товаров, эта закупка пройдет мимо него.

Что делать поставщику? Прежде всего при поиске не ограничиваться только названием закупки, а комбинировать поиск по ключевым словам, кодам ОКПД или отраслям, добавлять поиск по документации. Искать можно также исковерканные слова, просматривать все закупки конкретных заказчиков или на крупные суммы — чаще всего маскируют именно дорогие закупки.

Минэкономразвития разрабатывает сейчас единый каталог, из которого заказчики должны будут выбирать нужные товары и услуги. Этот список из десятков тысяч товаров оградит честных заказчиков от непроизвольных ошибок, а мошенникам не позволит намеренно их совершить. Правда, когда он заработает, пока не известно.

Пойми меня

Есть несколько способов заставить поставщика отказаться от участия в закупке или максимально усложнить подготовку заявки. Самый простой вариант — поставить нереальные сроки исполнения контракта (их не нужно обосновывать в отличие от цены), заявить избыточные требования к товарам или чересчур жесткие штрафные санкции.

Информацию о товаре заказчики иной раз прячут в объемной документации, «забыв» продублировать ее в техническом задании. Так, в электронном аукционе на ремонт здания в Санкт-Петербурге медучреждение-заказчик разместило требования к материалам в виде гиперссылки на PDF-файл. Не заметив этой ссылки на 81-й странице приложения к техническому заданию, поставщик никогда не сможет корректно сформировать заявку.

Встречаются случаи намеренного усложнения документации. Например, для электронного аукциона на ремонт здания военного суда во Владикавказе заказчик представил техзадание на 2268 страницах PDF-файла. Максимальный срок для подготовки заявки на аукцион — 15 дней. Изучить все условия, требования и подать заявку в такой ситуации нереально.

Добросовестным поставщикам не под силу преодолеть подобные преграды, и контракт получает свой поставщик — как правило, он единственный и принимает участие в закупке.

Как бороться со злоупотреблениями? Подавать запрос на разъяснение закупочной документации. В электронном аукционе или открытом конкурсе это можно сделать три раза. Главное — успеть до окончания срока подачи заявок. Если не получается или заказчик не реагирует, нужно жаловаться в региональное отделение ФАС на содержание документации. Так, поставщики подали шесть запросов на разъяснение документации по заказу на капитальный ремонт систем электроснабжения и освещения здания дипакадемии МИДа на Остоженке. В итоге закупку отменили.

Преуспеть с подачей жалобы в антимонопольную службу поставщику помогут два несложных правила. Если в документации много ошибок в описании товаров или есть частичное несоответствие ГОСТам, при этом заказчик говорит «как хотим, так и указываем», сошлитесь на требования федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или на сами ГОСТы (их каталог доступен на сайте Росстандарта). Затем приложите к запросу на разъяснения независимое экспертное заключение. Например, о том, что выполнить контракт в указанные сроки физически нереально.

Игры с конвертами

При рассмотрении заявок в объявленный день заказчик одновременно вскрывает все конверты от поставщиков. К сожалению, ничто не мешает сделать это заранее, чтобы позволить нужному поставщику выиграть с минимальной ценой, отличной на несколько копеек от честного предложения. Или «вскрыть конверт» своего поставщика после объявления данных из заявок других участников, иначе говоря, просто назвать победителем нужного поставщика.

Как справиться с мошенничеством? С 1 января 2017 года Минэкономразвития планирует перевести подачу заявок и открытые конкурсы в электронный вид. Информация пойдет через Единую информационную систему, что позволит свести к минимуму подтасовки предложений участников закупок.

Пока поставщикам при участии в открытых конкурсах рекомендуется подавать заявки лично на процедуре вскрытия конвертов комиссией. Закон предусматривает такое право. Также поставщики могут присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, вести аудио- и видеозаписи (ч.2 ст.78 44-ФЗ).

Пиррова победа

Существенную свободу заказчику дает Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ (закупки госкомпаний). В частности, он не обязывает заказчика заключать договор с победителем даже состоявшейся закупки. Поэтому сразу после проведения отбора заказчик может отказать победителю и заключить договор с любым другим участником как с единственным поставщиком.

Иногда заказчики вынуждают поставщиков снижать цену договора. Такое нередко встречается в закупках, где подана одна заявка. Заказчик вдруг решает, что заключать договор по заявленной начальной цене ему невыгодно и нужно снизить цену, к примеру, на 10%. Поставщику может оказаться нерентабельно снизить цену до уровня, на котором настаивает заказчик, и он не соглашается. Заказчик в свою очередь заявку отклоняет, а закупку признает несостоявшейся.

Есть заказчики, которые не торопятся возвращать деньги, перечисленные поставщиками под обеспечение заявки или исполнение контракта. Так, один из поставщиков решил поучаствовать в разработке сайта для научно-производственного предприятия Москвы и перечислил обеспечение в 40 тыс. руб. Результаты закупки были объявлены 28 апреля 2016 года, но протокол о рассмотрении заявок так и не появился. Получить деньги назад невозможно. На связь заказчик не выходит: по телефону не отвечает, почта заблокирована.

Избежать таких ситуаций поставщику поможет хотя бы поверхностный анализ заказчика до того,​ как принять участие в торгах. Стоит насторожиться, если подано много арбитражных исков к заказчику из-за невыплат по уже исполненным контрактам; часто побеждает один и тот же поставщик; непрозрачны критерии приемки товара (выполнения работы, оказания услуги); предусмотрены драконовские штрафные санкции.

Многие предприниматели боятся связываться с госзакупками — мол, все равно обманут. Напрасно: система достаточно прозрачна, и если учитывать нюансы, шансы на госзаказ есть у всех.

Марина Савукова эксперт сервиса «Контур.Закупки» компании СКБ «Контур»