Международный литературный альманах "золотое руно". Золотое руно

В мы рассказали о литературно-публицистических «толстых журналах» XIX века, представленных на выставке в нашей . А сегодняшний пост мы посвятим такому интересному явлению, как журналы об искусстве начала XX века, которые тоже хранятся в фондах библиотеки им. Крупской.


Начало XX века принято называть Серебряным веком российской культуры. О новинках поэзии и прозы, живописи и графики, музыки и театра жители всей необъятной страны, в том числе, и Оренбургской губернии, узнавали из многочисленных журналов. Зачастую журналы имели не только тематическую (музыкальные, поэтические, театральные), но и стилистическую направленность, представляя одно из многочисленных в те годы направлений искусства, будь то символизм, акмеизм или футуризм. Поэтому читатели того времени имели возможность выбрать издание по своему вкусу, или же читать сразу несколько, для того, чтобы создать для себя полную картину культурной жизни.

Журнал «Золотое руно» привлекает внимание своей вычурной обложкой, выдающей его принадлежность к символистскому направлению. В «Золотом руне» публиковались произведения К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Л. Андреева, М. Волошина и многих других поэтов, преимущественно принадлежавших к символистам и рассматривавших творчество как религиозно-мистическое действие.

Предшественником и порой оппонентом «Золотого руна» был еще один журнал символистов под названием «Весы». Фактическим руководителем его был Брюсов, а среди авторов мы можем увидеть имена А. Блока, Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Розанова.

Журнал «Мир искусства» состоял из двух «отделов» - художественного и литературного. В художественном отделе были представлены работы лучших русских художников, в том числе, И. Репина, В. Васнецова, И. Левитана и многих других. Литературный же отдел «Мира искусства» был вотчиной символистов. В нем публиковались все те же В. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Розанов и другие представителиданного направления.

Изобразительному искусству во всех его проявлениях был посвящен ежемесячный иллюстрированный журнал «Искусство и художественная промышленность», издававшийся в Санкт-Петербурге с 1898 по 1902 год.

Журнал «Артист», несмотря на вполне однозначное название, был не только театральным - в нем публиковались также рассказы, статьи на темы музыки и изобразительного искусства. На данный момент именно журнал «Артист» является основным источником для изучения театрального искусства России конца XIX века.

Дирекцией императорских театров с 1892 по 1915 год издавался «Ежегодник», представлявший собой своего рода театральный справочник, в котом все ценители искусства могли узнать перечень пьес, идущих в императорских театрах, полную информацию о постановках и занятых в них актерах. В связи с тем, какую несравнимую роль играло тогда в жизни общества искусство театра, театральные журналы были очень популярны.

«Музыкальный современник», возглавлявшийся Римским-Корсаковым, был одним из ведущих музыкальных журналов начала XX века. Первостепенное значение он уделял творчеству отечественных композиторов. Выходили отдельные номера журнала, целиком посвященные Скрябину, Танееву, Мусоргскому и другим известным композиторам.

Конечно, в начале XX века не все были утонченными эстетами и читали исключительно поэтические, театральные и музыкальные журналы. Существовали издания, рассчитанные и на более широкую публику. Среди таких изданий особо примечателен журнал «Нива».

«Нива» - популярнейший журнал начала XX века среди мещанской и буржуазной публики. Позиционировался как «журнал литературы, политики и современной жизни». Его тираж достигал несусветных для того времени размеров - до 275 тысяч экземпляров, во время как до конца XIX века и 1000 экземпляров считалась приличным журнальным тиражом. Залогом его популярности служил широкий охват тем (литература, история, научно-популярные очерки, политика) и обилие иллюстраций, что в те годы мог позволить себе не каждый журнал. Общественно-политические материалы давались в «благонамеренном» духе, что позволяло радикальным сторонником прогресса обвинять журнал в косности и мещанстве. Однако, в то же время, в «Ниве» печатались такие авторы, как А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов и многие другие великие писатели.

Напоследок отметим, что любые издания во все времена не могли прожить без рекламы:

В следующей публикации вас ждет самое интересное - оренбургские сатирические журналы начала XX века, не переключайтесь:))

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Приглашаем Вас принять участие в пятом номере альманаха «Золотое руно».

Четвертый номер альманаха «Золотое руно» выходит в апреле. Торжественная презентация состоится в Малом зале ЦДЛ 17 мая в 18 час. 30 мин.

Одновременно мы начинаем сбор материалов (проза, поэзия, драматургия, критика, публицистика) для 5-го номера альманаха.

Международный литературный альманах "Золотое руно"

Альманах «Золотое руно» выходит, начиная с 2014 года. За это время в нем публиковались произведения Е.Евтушенко, Е.Рейна, Л.Аннинского, К.Ковальджи, В.Личутина, А.Гедымин, Л.Подольского и многих других авторов из многих городов и стран: России, США, Израиля, Украины, Австралии, Германии. Наш альманах распространяется в ведущие библиотеки России, Украины (Одесса, Николаев), в библиотеки факультетов славяноведения ведущих университетов США, таких, в частности, как Гарвардский, Йельский, Принстонский и других, а также Австрии и Германии.

Альманах выходит на бумажном носителе тиражом 500 экземпляров. Принятые к печати произведения будут опубликованы в альманахе «Золотое руно», а также на одноименном интернет-портале, что обеспечит широкую доступность всех опубликованных материалов. Кроме того, альманах «Золотое руно» представлен и доступен в «Читальном зале».

В редколлегию альманаха «Золотое руно» входят: Л.А.Аннинский, А.Ю.Гедымин (зам.главного редактора), К.В.Ковальджи, О.С.Ильницкая, В.Е.Лебединский, Л.Г.Подольский (гл.редактор), Е.В.Сафронова, Д.В.Силкан, Л.В.Рыбакова, И.Б.Чубайс.

Альманах издаётся при финансовом участии авторов. Стоимость издания: 1 страница (проза 1800 знаков с пробелами; поэзия 30 строк) : первые 6 страниц - 1000 руб. за страницу; начиная с 7-й страницы - 800 руб. за 1 страницу. Авторам выдаётся бесплатно 2 экземпляра альманаха.

Кроме основного текста просим сразу присылать фотографию автора и краткую литературную биографию с указанием только основных публикаций и премий.

Текст, биографию и фотографию просим присылать в отдельных файлах. Текст - обязательно в программе Word, шрифт Times New Roman, размер 12-14. Для удобства связи просим также указывать номер телефона.

Объем прозы и поэзии не ограничен. Кроме того, в альманахе обязательно присутствуют разделы публицистики и критики, а также сатиры и юмора.

Редакция альманаха оставляет за собой право редактирования текстов в целях обеспечения художественного уровня альманаха.

Редакция альманаха не публикует произведения, неоправданно содержащие ненормативную лексику, а также призывы к насилию и межнациональной розни.

Все материалы просьба высылать по адресу: [email protected] с пометкой: «в альманах «Золотое руно» № 5.

Справки по телефону:

Участникам альманаха «Золотое руно» предоставляется льготная возможность участия в программах «Лица современной литературы» (в «Литературной гостиной») и «Свободный микрофон» (в «Видеосалоне») на интернет-портале «Золотое руно».Кроме того, участники альманаха «Золотое руно» получают преимущественный доступ к публикациям на одноименном портале.По итогам первых пяти номеров альманаха «Золотое руно» планируется награждение авторов за наиболее значимые произведения, опубликованные в альманахе и на портале «Золотое руно».

Леонид Подольский,

главный редактор альманаха и интернет-портала «Золотое руно».

Тираж - 34 номера, цена - 5 рублей 10 копеек, "офис" - на вилле Николая Рябушинского "Черный лебедь", доходы - 12 тысяч рублей, расходы - 84 тысячи рублей. Журнал "Золотое руно" - история грандиозных амбиций, славы, таланта.

Меценат

Николай Рябушинский

Редактором-издателем журнала "Золотое руно" был был меценат Николай ("Николаша") Рябушинский. По воспоминаниям коллекционера Сергея Щербатова, он “играл роль "эстета", издавал роскошный художественный журнал, учредил выставку картин новейших направлений "Голубая роза" и выстроил себе виллу в Петровском парке "Черный Лебедь", но несмотря на это “мог бы сойти за обычного "купчика-голубчика", кутилу, обедавшего ежедневно в "Эрмитаже".

Офис

Интерьеры виллы "Черный лебедь"

Редакция "Золотого руна" располагалась в самых престижных местах города: сначала на Новинском бульваре, позже на Садовой-Кудринской, а в 1909 году - в Петровском парке в собственной вилле Рябушинского "Черный лебедь".

Название

Обложка журнала "Золотое руно", 1908

Название журнала получил благодаря рассказу "Аргонавты" символиста Андрея Белого, главный герой которого "великий писатель, отправлявшийся за Солнцем, как аргонавт за руном", говорит: "Буду издавать журнал "Золотое руно". Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем - Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце".

Медиа-план

Обложка журнала "Золотое руно", 1906

В первом номере журнала, вышедшем в 1906 году, был опубликован манифест в духе революционного времени: "В грозное время мы выступаем в путь. Кругом кипит бешеным водоворотом обновляющаяся жизнь. Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя... И во имя... новой грядущей жизни мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя:

Искусство - вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть - нельзя.
Искусство - едино, ибо единый его источник - душа.
Искусство - символично, ибо носит в себе символ, - отражение Вечного во временном.
Искусство - свободно, ибо создается свободным творческим порывом."

Сотрудники

Пророк, этюд с картины, 1906 год

С журналом сотрудничали лучшие из лучших - Константин Бальмонт, Леонид Андреев, Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимиллиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Иван Бунин...

Распространение

Эмблема журнала «Золотое Руно» по эскизу Н.П.Феофилактова. 1906

Планы редакции были грандиозными: издатели хотели выйти на европейский рынок, поэтому подписаться на журнал можно было в не только в Москве и Петербурге, но и в Париже, Берлине, Лейпциге, Лондоне, Вене, Риме, Мадриде, Копенгагене, Нью-Йорке... Стоимость журнала менялась в зависимости от страны: от 1 рублей 70 копеек до 5 рублей 10 копеек.

Cо страниц журнала

Иллюстрация Льва Бакста

Заглавный лист публикации выставки «Голубая роза» в журнале «Золотое Руно» по эскизу П.С.Уткина. 1907

Стихи. Виталий Григоров. «К Москве. Симфония», «Когда-нибудь и сын мой станет дедушкой», «Голубоглазый мой таджик», «У Большого на Театральной». Литературный альманах «Золотое руно». № 3, М., 2016. С.212-216.

К МОСКВЕ
Симфония.

На твоих перекрёстках, словно я на подмостках,
И народу читаю стихи!
И с узбечкою смело обхожусь я умело,
И шепчу её имя – Зульхи!

Пусть пройдут одиноко в стороне и далёко
Ещё сотни и сотни веков, –
Разолью по стаканам и пройдусь по канавам,
И в желудке – отеческий плов!

По аллеям твоим, как давно пилигрим,
Я иду и дышу полной грудью!
Вот и старость рядком бродит хмуро бочком,
Скоро с палочкой, видимо, буду!

Я с тобою вовек, я же твой человек.
«Расцветают московские дали!» –
Это всё романтизм, это всё коммунизм,
Мы такое до дыр зачитали!

Я иду в интернете, а сижу на планете,
А вообще-то я нежусь в кровати:
Не спешу никуда, хоть ночная звезда
Мою душу несёт за экватор!

Каждый камешек твой очевидец живой
Столкновений, и смут, и раздора!
По проспектам твоим, по бульварам твоим
Пьют и труженики, и воры!

Здравствуй, племя из бронзы, вы живые, как солнце,
Постигаем все ваши труды:
И стихи, и науку, ваше счастье и муку, –
Всевозможные духа плоды!

И дождями шальными, и морозами злыми
Я укрыт, и здоров, и спасён;
Ещё будут победы, как пророчат нам деды,
И парит наш двуглавый орёл!

Славься, славься, рабочий, до созвездий охочий,
Ты построил все наши дворцы:
И в метро, на заводах, на земле и на водах
Всюду славные наши спецы!

Славься, славься, крестьянин, сибиряк и татарин,
И чуваш, и мордвин, и калмык!
Брошу славный я клич – будет каждый москвич,
Если сердцем к столице проник!

Я люблю тебя, град! Твой покой и парад!
Величавость твоих колоколен!
Славлю в тысяч эпох, славлю, русский наш Бог,
Славлю первопрестольную волю!..

Когда-нибудь и сын мой станет дедушкой,
И будут внуки и, быть может, правнуки.
Ну, а пока я сам в метро вот еду,
Посасывая пиво в праздники.

Ну, а пока и я совсем не дедушка,
Не гнусь, как в поле травка на ветру.
Сижу и ем себе ржаного хлебушка,
Купив билет на самолёт в Перу.

Голубоглазый мой таджик,
Отличный русский ты мужик.
Мети московский дворик.
Мы оба, как тот Йорик.

Твои глаза, как рябь реки.
И улыбаешься с тоски.
Люблю тебя по-братски,
Похожи наши сказки.

Откуда синь твоих очей,
Дай отгадаю, бармалей.
Неужто Македонский
Оставил след свой конский.

Кровосмешение людей.
Прелюбодействие царей.
А позже понимаешь,
Что ни черта не знаешь…

Не знаешь дикости травы,
Не знаешь травности судьбы.
И вот: перчатки, сапоги,
И есть народ дай-помоги.

Люблю тебя, голубоглазый,
Как девушке, дарую стразы,
И жду взаимности руки,
Мы оба из одной муки.

Чудесно действие времён:
Есть искорки со всех сторон.
Я кланяюсь стократно
Истории азатной!..*

*Свободной (восточн.).

У БОЛЬШОГО НА ТЕАТРАЛЬНОЙ

Неоновый фонтан!
Неоновый фонтан!
Ты заменил живой, но я влюблён и пьян!
Уходит Старый год!
И грянет Новый год!
На лавке шоколад, коньяк и бутерброд!

Четвёрка лошадей!
Квадрига, как там, эй!
С театра ты слетай на площадь поскорей!
Помчимся мы вперёд!
Умчимся мы вперёд!
Прощай же, Старый год! Да будет Новый год!

Подруга, разливай!
Подружка, наливай!
И песню от души о жизни запевай!
Коротенькая юбка!
Коротенькая юбка!
И ножки так мягки, и ароматны губки!

Мы счастливы вдвоём!
Мы солнышки вдвоём!
И снова до краёв стаканчики нальём!
И тяпнем за любовь!
И махом за любовь!
Разглажу пальцем я твою лихую бровь…

Квадрига, как там, эй!
Четвёрка лошадей!
Да не слетай ты к нам, пожалуйста – забей!
Домчимся на метро!
До дома на метро!
Бульвары и проспект до неба замело!

Неоновый фонтан!
Неоновый фонтан!
С водою по весне ты будешь снова пьян!
И с песней от души,
И с песней для души
Найдут в тебе приют – родные алкаши!..

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.