Как рекламировать сигареты и табачные изделия. Наказание за рекламу Влияние рекламы на потребление табачных изделий

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (далее - Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют "антитабачного" закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах ( Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом "антитабачном" законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность ( Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение "антитабачного" закона (полное название - проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", № 222563-6, далее - Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;

Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
- конфискация табачной продукции

Спонсорство табака

Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
- либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
- конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
- конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: "Будет ли, на ваш взгляд, "работать" данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?" выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под "двойной запрет" или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 ). Согласно ч. 2 ст. 55 доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под "двойной запрет"?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти "на поводу" у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. "Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице", - отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. "Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу".

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

Приказ "Об утверждении требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака"
Приказ "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения"
Требования к выделению и оснащениюспециальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещенийдля курения табака
Приложение к Требованиям к знаку о запрете курения
Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

Данные требования предусматривают, что места для курения располагаются вне территорий и помещений, где курение запрещено, и должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

На открытом воздухе такие места необходимо оборудовать пепельницами, знаками "Место для курения" и искусственным освещением (в темное время суток), информационными материалами о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. В зданиях курительные комнаты должны находиться в изолированных помещениях. Кроме соответствия перечисленным выше требованиям, места для курения также должны быть оборудованы огнетушителем и "дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения".

Помимо указанных требований, Министерство здравоохранения РФ также обнародовало проект требований, устанавливающих обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

Так, к знаку о запрете курения предъявляются следующие требования: это должно быть цветографическое изображение размером не менее 200х200 мм (кроме знаков в транспорте и дополнительных - на дверях гостиничных номеров, в тамбурах поездов, у барных стоек и т.п.). Такой знак планируется размещать у каждого входа на территорию, объект или в здании, где курение запрещено (у транспортных средств - на всех дверях), а также в местах общего пользования (туалетах). Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание разных видов услуг, знак размещается у входа в каждое помещение, в котором оказывается та или иная услуга.

Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях - занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, "разрешающих" курить на рабочих местах, еще не приняты.

В меньшей степени повезло сотрудникам учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, стадионы, госучреждения и др.). По новому закону они попадают под "двойной запрет". Сотрудники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. На прошлой неделе стало известно, что с 1 июня текущего года депутаты Госдумы будут курить в специальном павильоне, который расположен рядом с одним из подъездов нижней палаты парламента. Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы Государственной думы на проведенном 24 мая 2013 года пленарном заседании, сообщил: "Комитет по регламенту согласовал предложенные аппаратом Госдумы места и соответствующий павильон будет расположен на улице возле подъезда № 6".

    Екатерина Одинцова , cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси: "Отказавшись от курения, сотрудник сам поощряет себя более долгой и здоровой жизнью. Мы помогаем и поддерживаем сотрудников, которые хотят отказаться от курения, так как понимаем, что это порой бывает очень сложно сделать. У нас разработан глобальный стандарт, которого придерживается и российское подразделение Unilever. Для сотрудников, которые хотят отказаться от курения, действуют программы поддержки: организуются лекции, консультации специалистов по отказу от курения, оплачивается медикаментозное лечение и т.п. После вступления в силу "антитабачного" закона соблюдать наш глобальный стандарт станет проще, так как в странах Европы давно действуют похожие законы".

Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

Вопрос о том, как будет осуществляться органами исполнительной власти контроль за соблюдением "антитабачного" закона, остается открытым.

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.

Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1 , 2 , 4 , 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

А с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3 , 5 , 6 , 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.

Такая продажа должна осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4 , 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель может выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а , б , в , ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16 , части 2 , 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). таблицу 1 ).

Как видно из таблицы 1 , непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

Старший помощник Вяземского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции Ю.С.Борисова

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА» Федеральный законот 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ«ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА»(ред. от

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

СТАТЬЯ 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий 1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет 1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)В целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых

Из книги Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году автора Зрелов Александр Павлович

Приложение 1 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)1. Государственная регистрация новых пищевых продуктов,

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Приложение 4 НОМЕНКЛАТУРА НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Минеральная вода:– природная столовая, лечебно-столовая, лечебная;– бутилированная питьевая

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Приложение 3. Об актуальной необходимости создания государственной программы запрета табака в России Производство и продажа табачных изделий в России имеет повсеместный характер.В то же время вредоносность курения табака признана не только множеством исследований, но

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги автора

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки 1. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке)

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки Комментарий к статье 187.1С 1 июля 2007г. расширен состав предприятий, обязанных соблюдать максимальную розничную цену при продаже

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 91. Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, продажа табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним (1) Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, иных, чем указанные в части (3) статьи 203, влекут наложение штрафа в

14 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 222563-6 (далее - Законопроект), предусматривающий административную ответственность за нарушение правил Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Напомним, что Закон N 15-ФЗ устанавливает новые правила продажи табака и табачных изделий, запрещает их рекламу, вводит новые ограничения по их употреблению, а также закрепляет некоторые другие правила, нацеленные на снижение употребления табака и табачных изделий. Большая часть норм Закона N 15-ФЗ вступает в силу с 1 июня 2013 г.

В Законе N 15-ФЗ содержатся положения, которые затрагивают права и интересы многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, производителей и импортеров табака (табачных изделий), торговые сети, СМИ, организации общественного питания и др. Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за его несоблюдение эти лица должны нести, в частности, административную ответственность. Однако в самом Законе такая ответственность установлена не была.

Разработчики Законопроекта предлагают внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать нарушителей Закона N 15-ФЗ к ответственности.

Большая часть предлагаемых поправок будет касаться преимущественно ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, предлагается установить административную ответственность за следующие действия:

Спонсорство табака;

Незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции;

Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий);

Рассмотрим составы данных правонарушений более подробно.

1) Спонсорство табака

Понятие "спонсорство табака" раскрывается в Законе N 15-ФЗ. Под спонсорством табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Пунктом 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается. Разработчики Законопроекта предлагают за нарушение данного запрета привлекать должностных и юридических лиц к ответственности. В частности, для юридических лиц предполагается установить штраф от 80 до 150 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления

Правила демонстрации табачных изделий и процесса их потребления установлены в ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно установить ответственность за нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака и отдельно - за нарушение таких же запретов в отношении информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Однако для юридических лиц максимальный и минимальный размер административного штрафа в обоих случаях будет одинаковый - от 80 до 150 тыс. руб.

Напомним, что в отношении информационной продукции, предназначенной для взрослых, Законом N 15-ФЗ установлено следующее ограничение: демонстрация табачных изделий и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (фильмы, кинохроникальные программы и др.). Также не допускается публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления. Исключение возможно только при условии, что процесс потребления табака (табачных изделий) является неотъемлемой частью художественного замысла.

В отношении информационной продукции, предназначенной для детей, устанавливается аналогичное требование: не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ. Однако никаких исключений из данного правила Закон N 15-ФЗ не предусматривает.

3) Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий)

Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений для торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также сохранен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно привлекать к ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним, отдельно - за нарушение иных правил торговли табачной продукцией. Отметим, что во всех случаях нарушения правил продажи табачной продукции предусмотрена помимо штрафа обязательная конфискация табачной продукции (табачных изделий).

Таким образом, в части конфискации наказание за нарушение правил торговли табачной продукцией предлагается сделать более строгим, чем за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), поскольку в ст. 14.16 КоАП РФ обязательная конфискация алкогольной продукции предусмотрена не для всех нарушений.

Однако в части штрафов наказание за нарушение правил продажи табачной продукции несовершеннолетним предлагается сделать более мягким, нежели за нарушение аналогичных правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, для юридических лиц предлагается установить штраф в размере от 80 до 90 тыс. руб. (за продажу алкоголя несовершеннолетним административный штраф составляет от 300 до 500 тыс. руб.).

Штраф за нарушение иных правил продажи табачной продукции предлагается установить в размере от 20 до 50 тыс. руб. (в отношении алкоголя подобные штрафы составляют от 30 до 40 тыс. руб.).

В Законе N 15-ФЗ закреплен полный запрет на рекламу табачной продукции (табачных изделий). Отдельно перечислены запрещенные к совершению действия, направленные на то, чтобы вызвать интерес к табачной продукции. Например, при организации и осуществлении благотворительной деятельности не разрешается использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям.

Разработчики Законопроекта предлагают привлекать к ответственности за рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) и (или) потребления табака. Соответствующие поправки предлагается внести как в Кодекс РФ об административных правонарушениях, так и в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

К ответственности за нарушение запрета на рекламу и стимулирование продажи или потребления табачной продукции будут привлекаться рекламодатели, рекламораспространители, а также лица, совершающие действия, перечисленные в ст. 16 Закона N 15-ФЗ, если ответственность за совершение подобных действий не предусмотрена другими нормами указанного выше Кодекса. Для юридических лиц предлагается установить следующее наказание: штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции.

Ответственность владельцев мест, на территории которых запрещено курение табака

Напомним, что Закон N 15-ФЗ содержит новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, указанным Законом запрещено с 1 июня 2014 г. курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.

Разработчики Законопроекта предлагают установить только для граждан ответственность за курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где курение запрещено федеральным законом.

Таким образом, владельцы объектов (территорий, помещений), на которых Законом N 15-ФЗ курение запрещено, не будут нести ответственность за курящих там людей. Стоит отметить, что 14 мая 2013 г. Госдумой был рассмотрен в первом чтении и отклонен альтернативный законопроект (проект Федерального закона N 246221-6), авторы которого предлагали привлекать к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за "неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета потребления табака". В то же время сохраняется возможность установления подобной ответственности на уровне субъектов РФ.

Реклама является общепризнанным эффективным инструментом для качественного и комплексного продвижения новых и старых товаров и услуг. Реклама делится на несколько видов – социальная, на телевидении, на радио, в печатных СМИ, наружная (на столбах, вывесках и прочих конструкциях).

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ФАС управомочен на проведение как плановых, так и внеплановых проверок юрлиц и ИП (ст. 35.1. Закона), в ходе которых и могут выявляться нарушения, за которые предусмотрена ответственность.

Наказание за объявление на столбах и асфальте

Наказание за размещение объявлений на столбах зависит от вида правонарушения.

Так, ч. 3 ст. 19 Закона прямо запрещает клеить рекламные листовки на знаки автомобильного движения и их опоры, а также на любые другие приспособления, предназначенные для регулирования транспортного движения.

За нарушение данного требования ответственность наступит по ч. 1 ст. . КоАП (далее – АК (Административный Кодекс)):

В иных случаях ответственность наступит только, если столб будет признан рекламной конструкцией. Перечень таких конструкций указан в ч. 1 ст. 19 Закона – это щиты, стенды, электронные табло и прочие средства постоянного территориального размещения.

Что касается рекламы на асфальтовом покрытии, то в Законе ничего по этому поводу не сказано. Равно, как и в АКе отсутствует статья, указывающая на меры наказания за рекламу на асфальте. Однако санкции за данное нарушение могут быть установлены на региональном уровне.

Реклама табачной продукции

Реклама лотерей на телевидении и радио

Остальные игры, основанные на риске, могут рекламироваться только с 22 вечера до 7 утра по местному времени (кроме рекламы букмекерских контор во время трансляции спортивных соревнований).

За нарушение данного требования взыскания предусмотрены в ч. 1 ст. . АК.

Незаконная реклама алкоголя

  • на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
  • в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
  • в кинотеатрах;
  • в общественном транспорте;
  • на автовокзалах и ж/д вокзалах;
  • в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.

Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.

Поскольку в АКе не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рекламирование алкоголя, субъект правонарушения будет нести санкции, предусмотренные общей нормой – ч. 1 ст. 14.3. АК:

Реклама на зданиях

В ч. 1 ст. 19 Закона указано, что размещение рекламных материалов на внешних стенах, на фасадах, крышах и иных элементах зданий или сооружений, может осуществляться только собственником рекламной конструкции при наличии специального разрешения.

На транспорте

Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.

А вот в случае, если:

  • кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
  • либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.

То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:

Также ч. 3 ст. 20 Закона вносит запрет на размещение рекламы на ТС, которые:

  • принадлежат оперативным службам и имеют специальные цветограф. схемы, нанесенные на наружные поверхности кузова;
  • принадлежат ФГУП “Почта России”;
  • предназначены для осуществления транспортировки небезопасных грузов.

В таком случае, санкции будут по ч. 3 ст. 14.38. АК:

Также нельзя:

  • размещать звуковую рекламу на ТС (например, с использованием громкоговорителей или иных средств громкой связи);
  • размещать рекламу таким образом, что другим участникам транспортного движения будут создаваться помехи.

За указанные нарушения наказания будут, соответственно, по ч. 5 и ч. 4 ст. 14.38. АК:

Как видно из указанных выше положений, на заднем стекле автомобиля размещать рекламные надписи можно.

За недобросовестную рекламу штраф

Существует 4 признака недобросовестной рекламной продукции, которые указаны в ч. 2 ст. 5 Закона:

  • наличие в рекламе порочащих честь или достоинство факторов в отношении конкурента или иного лица;
  • наличие некорректных сравнений рекламируемой продукции с другой;
  • реклама содержит признаки недобросовестной конкуренции (подробнее об этом – в Главе 2.1. ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции”);
  • товар, представленный в рекламе, “замаскирован” под товар другой товарной марки или от другого производителя, в целях сокрытия факта незаконного размещения рекламы.

Какие штрафы для ИП

На основании ст. 2.4. АК, индивидуальные предприниматели несут ответственность, как должностные лица, если в статье АК не сказано иное.

Поскольку ни в 14.3., ни в 14.37., ни в 14.38. вообще не сказано про ИП, штрафы для ИП такие же, как и для должностных лиц.

Способы пожаловаться

Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:

  • саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
  • непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.