История персонажа. Но всё происходит наперекор желаниям братьев

Конек-Горбунок – чудесное создание народного творчества, поселившееся в одноименной сказке . Талантливый тоболяк описал персонажа так: лошадь в миниатюре «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Из Горбунка вышел отличный товарищ и помощник, Конек видит выход из любой трудной ситуации, в которые умудряется попадать главный герой .

История создания

Легендарную сказку, вошедшую в золотой фонд русской литературы, написал 19-летний юноша. Приехавший из сибирской глубинки студент питерского университета Петр Ершов задумывал произведение для взрослых, а полюбилось оно прежде всего детям.

Вдохновением для начинающего писателя послужили сказки , при этом сюжет полностью народный, взятый из фольклора скандинавов и славян, живших на Балтике. Автор лишь выстроил в стройный ряд чудесные рассказы, местами пополнив их деталями «из головы». Получилось произведение, которое пленяет простодушием, задорными шутками и сочным, мелодичным языком. Недаром, прочитав сказку, Пушкин изрек:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Великий русский писатель настолько проникся мастерством юного сказочника, что выражал надежду напечатать ее как дешевое издание в картинках, чтобы непременно дошло до простого люда. Среди поклонников Ершова оказался и мастер волшебной сказки .


Впервые эпизоды сказки «Конек-Горбунок» напечатали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием произведение вышло в 1834 году, но цензура его не пожалела, вырезав значительные куски, касающиеся жадности урядников и глупости жестокого царя. Плюс цензоров возмущали простонародные стихи, от которых так и веяло дерзостью. Но это было только начало.

Спустя десятилетие живую остроумную сказку про крошечного конька и вовсе запретили, 13 лет она находилась в забвении. Затем Ершов отредактировал главы, вернул вычеркнутые цензурой куски, и книга продолжила славный путь к читателям, с конца 19 века прочно обосновавшись в детских библиотеках.

Образ и сюжет

В центре произведения лежит типичный сказочный сюжет, основанный на троичности: в семье крестьянина три сына – двое умных, а третий интеллектом не вышел. Иван-дурак поймал красавицу-кобылицу, по ночам вытаптывавшую пшеницу в родовых угодьях. За свободу лошадь обещала родить трех коней – двух лощеных жеребцов на продажу и миниатюрного горбунка с длинными ушами, который станет верным другом.


Главный герой со своим волшебным Коньком-Горбунком ввязываются в удивительные приключения. Иван случайно находит перо Жар-птицы и заступает конюхом на службу к царю. По повелению правителя юноша отыскал чудесную пернатую, за что был удостоен повышения по службе. Следующее желание царя практически неисполнимо – доставить ко двору Царь-девицу, дочь Месяца и сестру Солнца, живущую на берегу океана. Отчаявшегося Ивана вновь поддерживает Конек-Горбунок, уверяя, что невозможное возможно.

И действительно, Царь-девицу удалось поймать. Увидев красавицу, государев муж тут же воспылал к ней любовью. Но избранница поставила условие – венчаться согласна, только если царь достанет со дна морского перстень. И снова отдуваться пришлось Ивану с Горбунком. Выполнить нелегкое задание помог чудо-кит, спасенный главными героями.


Драгоценное украшение не помогло царю завоевать сердце красотки. Царь-девица желала видеть в мужьях молодца, а для этого нужно искупаться в трех котлах – с горячим молоком, холодной водой и кипятком. Конечно, сначала испробовать метод на себе предстояло Ивану, но и тут Конек-Горбунок применил свой волшебный дар – из котлов живым и невредимым появился писаный красавец. А царь, вдохновленный преображением Ивана, сварился. Так Иван-дурак женился на прекрасной девушке и занял престол.

Сказка насыщена персонажами, среди которых всего два положительных героя – Иванушка-дурачок и его мудрый товарищ Конек-Горбунок. Остальные нейтральные или отрицательные.


Для понимания идеи важны образы братьев и правителя. Ершов дает характеристику братьев Ивана: похожие друг на друга детины – трусливые обманщики, готовые ради наживы обвести вокруг пальца родного человека. Характеристика царя тоже хрестоматийна, в создании персонажа автор использовал сатирические нотки: глупый государь верит сплетням и слухам, из зависти и жадности вовсю использует царское положение.

Младший же крестьянский сын – полная противоположность своим братьям и тем более царю. Он умеет дружить, не ценит материальные блага, добрый и смелый. Характеристика Ивана как дурачка обманчива, на деле юноша оказывается ловким, смекалистым, «сам не прост», может и «черта оседлать».


Как любая волшебная сказка, «Конек-Горбунок» не несет особой морали, напоминая лишь, что не всегда исход дела в руках человека – есть более могущественные силы. Однако это произведение учит крепкой дружбе, благодаря которой удается пройти испытания, пережить невзгоды и добиться успеха.

Экранизации

По мотивам стихотворного произведения Ершова «Конек-Горбунок» россияне сняли художественный фильм и мультик, и даже записали творение в формате аудиосказки, где текст читает .


Особенность красочного мультфильма в том, что он выпущен в двух вариантах, – в 1947 и 1975 годах. Второй просто дополнен новыми сюжетами, а также изменена цветовая гамма части персонажей.

Например, сначала Жар-птица желтая, позже в ее окрасе появляется оранжевый и красный оттенки. Над озвучкой мультика трудились и (Иван), и (царь), Алик Качанов и Светлана Харлап (Конек-Горбунок).


Советский мультфильм пришелся по вкусу . Американский художник и режиссер показывал его как пример мультипликационного мастерства своим коллегам.

Черно-белую сказку в первый год Великой Отечественной войны подарил малышам режиссер . В чудесном фильме образ Иванушки примерил . Через 40 лет, уже после смерти автора, картина получила золотую медаль на кинофестивале детских фильмов в Кито.


Сюжет сказки также нашел воплощение в балетах композиторов Цезаря Пуни и . В постановках с ролью Конька-Горбунка великолепно справились Алла Щербинина, Анатолий Сапогов, Геннадий Янин, Илья Петров.

В конце 20 века в литературных кругах стала укрепляться версия, что на самом деле сказку написал Александр Пушкин. Якобы такой молодой автор как Петр Ершов, из-под пера которого до «Конька-Горбунка» ничего талантливого не выходило, не сумел бы сочинить столь блистательное произведение. Кроме того, певучесть языка напоминает «Сказку о царе Салтане». Подтвердить или опровергнуть теорию невозможно, ведь личные дневники и черновики сказки Ершов уничтожил.


Петр Ершов велосипед не изобрел. До него в мире уже гуляли произведения устного народного творчества с подобным сюжетом. Похожие сказки встречаются у украинцев, белорусов, норвежцев. Например, «Семь жеребят» повествует о трех сыновьях-пастухах, стерегущих королевских коней. Младший брат подружился с говорящим жеребенком, который помогает ему заполучить в жены принцессу. В начале 20 века обнаружен схожий сюжет в чувашском фольклоре – сказка называется «Иван и дочь Водяного».

Детей 80-ых развлекал игровой автомат «Конек-Горбунок». За 15 копеек детвора пыталась выиграть перо Жар-птицы, царевну, сундук с драгоценностями.

Цитаты

«Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак»
«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня».
«…И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину…»
«Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой».

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста.

Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;

Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,

воображения;

Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Цель : Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;

Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,

Воображения;

Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

2.Где жили братья с отцом? (в селе)

3. Чем они занимались? (Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)

4. Как бы вора соглядать (увидеть)

5.Что с собой в дозор взял старший брат (вилы и топор)

6. По словам хитрого среднего брата, всю ночь... (был страшный мороз)

7. Как звали братьев?(«Данило, Гаврило)

8. Что взял с собой в дозор Иван-дурак? (малахай и хлеб)

9.Что пообещал отец младшему сыну? (Я куплю тебе лубков, дам гороху и бобов»)

10.Кто топтал пшеницу по словам Ивана-дурака?(дьявол, чёрт)

11.Чем кобылица отблагодарила Ивана?Родила двух златогривых коней и Конька – Горбунка

12.Каков был рост Конька -горбунка? (три вершка)

13. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар – птицы)

14.За какую цену Иван продал златогривых коней?(10 шапок серебра и ещё 5 рублей)

15.По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? (Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю)

16.Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы? (Вороного)

17. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу? (3 недели)

18.Из чего была гора на поляне Жар-птиц? (серебро)

19.Где прятался Иван-дурак ожидая жар-птицу? (дубовое корыто)

20. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть... (рукавицы)

21. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал? (в мешок)

22.После жар-птицы какое задание дал царь Ивану-дураку (Царь-девицу)

23. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю? (2 раза)

24. Говорит ему царевна: «Если хочешь взять меня,то доставь ты мне в три дня (перстень мой из окияна!)

25. Кто были царевне месяц и солнце? («Месяц – мать мне. Солнце – брат»)

26. Сколько страдал Чудо-юдо Рыба-кит (Десять лет)

27.Как звали отца Ивана-дурака («Сядь, Иванушка Петрович!»)

28.За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил 3 десятка кораблей)

29.Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)

30. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы? (Ёрш)

31. Чьи это слова? Но, сказать тебе по дружбе,это – службишка, не служба(Конька - Горбунка.)

32. Сколько лет было Царь-девице? (15)

33. Чьи слова? «Коль себя не пожалеешь,ты опять помолодеешь» (Царь_девица)

34.Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом)

35.Что было в первом котле, куда прыгнул Иван-дурак? (В молоко сперва ныряй)

36.Сколько лет было царю? (70)


Литературная викторина по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные на уроках знания во внеурочной деятельности.

Задачи:

*создание условий для обобщения и систематизации знаний по сказке «Конёк – горбунок»;

* развитие познавательной активности, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

* воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;

* способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми;

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Он родился в 1815 году в селе Безруково.

К сожалению, эта сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками.

А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие по сказке, необходимо разделиться на три команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Конкурс оценивает жюри из 3-х человек (представить членов жюри).За правильный ответ команда получает жетон.

Разминка.

Тест по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

1. Сколько сыновей было у отца?

2. По словам хитрого старшего брата, всю ночь...

шел дождь

был страшный мороз

был сильный ветер

3. Что взял с собой в дозор Иван-дурак?

малахай и хлеб

4. Сколько коней, вместе с Коньком-горбунком, Иван получил от кобылицы, которая помяла пшеничное поле?

5. Каков был рост Конька -горбунка?

три вершка

два вершка

четыре вершка

6. Материал, из которого состояла гора на поляне Жар-птиц?

драгоценные камни

7. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть...

рукавицы

8.Емкость, в которую налил Иван приманку для жар-птицы

9. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал?

в золотую клетку

10. Кто главный помощник Ивана в сказке?

Конек-горбунок

жар-птица

Тур 1. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. “Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. “Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. “Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

5. “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Тур 2. “Кому принадлежат эти слова?”

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

4. “Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

8. “Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться”

Тур 3. “Что? Где? Когда?”

1. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе,

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Как звали старика и его трех сыновей?

(Старик – Пётр, сыновья – Данило, Гаврило, Иван)

2. Чем занимались старик и его сыновья?

(Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица, та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали)

3. Как старик сумел уговорить младшего сына Ивана-дурака отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?

(Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов)

4. Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен.

(“Распрекрасные вы очи”, “Ходил молодец на Пресню”)

5. Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?

(Только, чур, со мной не драться,

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!)

6. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?

(Три недели)

7. В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?

(На восток, 8 дней.)

8. Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?

(Пожаловал чин “Царский стременной”)

9. Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?

(Посадить на кол)

10. При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?

(Два корыта белоярова пшена,

Да заморского вина)

11. Что потребовал у царя Иван для царевниной поимки?

(Две ширинки, шитый золотом шатёр,

Да обеденный прибор,

Весь заморского варенья

И сластей для прохлажденья)

12. Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж?

(То доставь ты мне в три дня

Перстень мой из Окияна.

Коль себя не пожалеешь,

То опять помолодеешь)

13. С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

(И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал)

14. Назовите родных Царь-девицы.

(Месяц – мать мне,

Солнце – брат)

15. Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?

(10 лет уж тут лежу

… что без божьего веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей)

16. Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?

(Раковин цветистых,

Рыбок золотистых,

Крупных жемчугов)

17. Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?

(Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18. Опишите сундучок Царь-девицы.

(С перстнем красным сундучок

Пуд, по крайней мере, во сто)

19. Сколько лет было Царь-девице?

(Мне 15 только лет)

20. Сколько лет было Царю?

21. В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?

(Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой)

Тур 4. Что бы это значило?

(В сказке П.П. Ершова много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи, или употребляем в другом значении)

Бабка чёрная

(Игральная кость)

Гости

(Купцы, торговые люди)

Ендова

(Кувшин для разлива вина)

Лубок

(Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай

(Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски

(Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой

(Выпили вина)

Рядовой

Фата

(Женский головной убор – покрывало из очень лёгкой ткани)

IV. Составь портрет

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Список сказочных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит

«Поперек моря лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр–бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»)

2) Жар–птица

« Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Чай таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь»

3) Царь–девица

« Царь–девица подплывает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна–то, и тонка,

Чай, в обхват–то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

А я и даром не возьму»

4) Чудо–кони.

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты».

Подведение итогов, награждение победителей.