Гроссмейстер маневровой работы. Должностная инструкция маневрового диспетчера Маневровый диспетчер дсц

Таблица 5.1 Перечень единиц оперативного персонала

Рабочее место ДНЦ размещено у пункте нахождения управления железной дороги – в Сосногорске, рабочие места ДНЦО, ДНЦВ – в пункте размещения отделения дороги – в Сосногорске, остальные рабочие места размещены на территории станции. Для обслуживания и поддержания средств и самой информационной технологии на станции в здании диспетчерского центра организуется группа отдела АСУ станций дорожного ИВЦ. В состав сектора включается дежурный инженер, программист, технолог АСУ.

5.2 Оперативное подчинение

Организационная структура оперативного подчинения штатных единицами персонала представлена на рис. 5.2. Связи между единицами персонала отображают отношения оперативного соподчинения, определяемые функциями каждой единицы в условиях автоматизированного управления.

Старшим оперативным работником в смене является ДНЦО. Однако ДСЗГ и ДСЗО определяют его работу, т. к. планирует на и более дальнюю перспективу.

Начальник станции и его заместители отвечают за рентабельность станции, как ведущего хозяйства отделения дороги. В качестве управляющих воздействий они используют возможности участия в установлении на длительный срок (декаду, месяц) показателей технического плана работы станции, а ежесуточно – участвовать в принятии плана работы на предстоящие сутки. В течение суток он контролируют ход выполнения суточного плана по данным оперативного контроля. Кроме того, он занимается оперативным анализом работы станции по окончанию смены, определяет меры, необходимые для предупреждения или ликвидации, возникших в работе затруднений

ДНЦО отвечает за выполнение установленных показателей суточного плана работы отделения дороги и конкретных станций в том числе. Для организации работы каждой сменной бригады отделения дороги ДНЦО первой смены формирует сменный план работы станций своего отделения дороги на основании суточного плана. В качестве управляющих воздействий он использует выбор наиболее выгодных в его смену работ с последующей выдачей заданий. Помимо этого он устанавливает специальные задания по тяжеловесным поездам и поездам более дальних назначений, ограничения по отправлению поездов, планирует использование локомотивов. ДНЦО второй смены составляет сменный план, исходя из текущего состояния выполнения суточного плана.

ДНЦВ отвечает за организацию местной работы на отделении дороги. Он участвует в составлении суточного и сменного плана работ и контролирует их исполнение. Вводит информацию о зародившихся в границах отделения местных поездах, отправляемых на сортировочную станцию.

ДСЦ отвечает за выполнение показателей суточного плана работы своей станции и оперативных планов, поступающих от ДНЦО. В качестве управляющих воздействий он использует возможности оперативного планирования процессов приема поездов, организации подготоки цистерн к погрузке, подаче их на фронт погрузки и отправления гружёных поездов, маневровых передвижений на трёхчасовом периоде., доведения планов до ДСП, ДСПГ, ТЧД, оператора горки, составителя поездов, контроля за ходом их выполнения. В непосредственном подчинении ДСЦ находятся ДСП, ДСПГ, ТЧД

ТЧД отвечает за выполнение плана обеспечения локомотивами ниток графика. Для этого он пользуется именным графиком работы бригад и получает каждые 1,5 ч. заявки на локомотивы, неохваченные именным графиком.

5.3 Права и обязанности персонала, участвующего в планировании

Профессии, имеющие отношение к планированию, с точки зрения новой информационной технологии подразделяются на три категории:

Исполняющие полученные планы путем планирования работы своих подчиненных (ДСЦ);

Исполняющие полученные планы путем выполнения рабочих операций (ДСП);

Обеспечивающие функционирование задач планирования (ДНЦО, ДНЦВ, ТЧД);

Исполнить планы, полученные от вышестоящих (по структуре) командиров, независимо от того, каким способом они получены (с помощью ЭВМ или без нее);

Составлять планы работы подчиненных лиц;

Доводить составленные планы до исполнителей;

Контролировать выполнение выданных планов;

Имеют право:

Планировать работы подчиненных лиц с помощью ЭВМ;

В случае несогласия с планами работы подчиненных, полученных от ЭВМ, отменять их либо корректировать, либо пересчитывать по новым данным;

Контролировать выполнение полученных или выданных планов с помощью ЭВМ;

Определять необходимость пересчета планов;

Требовать от подчиненных форсирования выполнения выданных им планов;

Лица профессий второй категории обязаны:

Исполнять планы, полученные от вышестоящих командиров, независимо от того, каким способом они получены (с помощью ЭВМ или без нее)

Имеют право:

Обращаться к вышестоящему командиру с запросом на изменение полученного плана (в случае невозможности его выполнения);

Запрашивать в ЭВМ любую информацию по кругу своих обязанностей.

Лица профессий третьей категории обязаны:

Своевременно и качественно готовить и вводить в ЭВМ входную ин формацию в соответствии с инструкцией;

Анализировать причины не использования ЭВМ для оперативного планирования и случаи несогласия персонала с рекомендациями ЭВМ;

Организовывать и контролировать технологический процесс обслуживания и совершенствования задач планирования.

Имеют право:

Использовать ЭВМ для анализа причин не использования ее в оперативном планировании и случаев несогласия персонала с рекомендациями;

Согласовывать (утверждать) изменение формы входной и выходной информации.

Начальник станции руководит работой станции и несет полную от­ветственность за выполнение показателей работы станции и уста­новленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями ру­ководит заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузо­вых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдат­чики . При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям .

На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ) , в обязанности которого входят разработка, обнов­ление и внедрение технологического процесса, разработка и реали­зация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охра­не труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рацио­нальное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инже­нера его функции выполняет заместитель начальника станции.

Руководство оперативной работой станции возлагается на замес­тителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД) . Он осу­ществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасно­сти движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по гру­зовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП) . Каждый из них выполняет обя­занности в соответствии с должностными инструкциями.

ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана гру­зовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изу­чает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение ва­гонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в про­цессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.

На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР) , необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузо­вой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидаю­щих погрузку или выгрузку.

Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и авто­транспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и рас­положения местных вагонов.

Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик , используя переносной терминал для связи с манев­ровым диспетчером, грузоотправителями , грузополучателями и то­варной конторой.

В процессе диспетчерского руководства используется информа­ция о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых опера­ций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.

Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средства­ми связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.

Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерчес­кой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой ра­боты на местах общего пользования, осуществляет текущее плани­рование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка меха­низированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ве­дет оперативный учет грузовой работы.

Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, рас­формированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.

Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением ус­тановленных форм учета и отчетности.

Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъез­дных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и рас­становкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств пе­редачи информации, которые составляют органичную часть техно­логии работы станции.

Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях ис­пользуется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кра­нов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропуск­ного пункта и автомобильным диспетчером.

ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работни­ков служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотив­ной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение го­сударственных заказов и договорных обязательств. В непосредствен­ном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.

В зависимости от местных условий и объема работы распределе­ние обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выпол­няет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.

В процессе управления грузовой работой большое значение име­ет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выпол­няется на договорной основе. Предварительная грузовая информа­ция грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соот­ветствии с заключенными договорами.

Структура оперативного управления работой станции Минск-Сортировочный приведена на рисунке3.1.Руководителем смены на станции является станционный диспетчер (ДСЦС). Ему оперативно подчинены: ДСП, ДСПГ, ДСПП, ДСПО, работники ПТО, ПКО, СТЦ, маневровые и составительские бригады, работники товарной конторы.

Станционный диспетчер (ДСЦС) обеспечивает:

  • – разработку текущих планов поездной и грузовой работы станции по 3-х часовым периодам в соответствии с выдаваемыми АСУ СС прогнозами поездообразования;
  • – организацию выполнения сменного плана по приему и отправлению поездов и грузовой работе;
  • – координацию действий работников других хозяйств, обеспечивающих работу станции;
  • – эффективное использование технических средств станции, вагонного и локомотивного парков;
  • – оперативное руководство работой сортировочных горок и маневровых локомотивов, рациональное распределение сортировочной работы;
  • – слаженную работу между ДСП, ДСПГ в вопросах очередности приема, отправления, расформирования поездов и передач, пропуска локомотивов;
  • – своевременную организацию развоза местного груза;
  • – контроль за выполнением работниками смены требований ПТЭ и ИДП, а также правил по технике безопасности;
  • – выполнение регулировочных заданий;
  • – контроль выполнения плана формирования и графика движения поездов;
  • – контроль состояния трудовой и технологической дисциплины в смене;
  • – предоставление «окон» для ремонта, замены, профилактического осмотра технических обустройств;
  • – корректировка специализации путей сортировочного парка;
  • – ведение учета выполнения сменного и текущего планов работы с использованием данных ГИР;
  • – предъявление составов местных передаточных поездов в СП-2 к коммерческому осмотру (ПКО-2);
  • – информирование работников ПТО-3, ПТО-4 об окончании формирования местного передаточного поезда на путях СП-2;

В процессе работы ДСЦС в программном модуле графика исполненной работы (ГИР) обязан фиксировать все задержки в продвижении вагонопотоков с указанием причин:

  • – невыполнения графика движения пассажирских поездов;
  • – несвоевременного вывоза поездов;
  • – задержек обращения передач в узле;
  • – затруднений в работе сортировочной горки;
  • – задержек поездных локомотивов;
  • – невыполнения заданных норм простоя вагонов;
  • – выявление в парках отправления неподходов центров осей автосцепок вагонов.

В конце дежурства ДСЦС отчитывается о работе перед начальником станции или его заместителем с вызовом, при необходимости, работников станции или других хозяйств, виновных в невыполнении сменного плана работы или нарушении дисциплины.

Руководство приемом, отправлением, пропуском поездов, маневровой работой и обработкой составов в парках ДСЦС осуществляет через ДСП, ДСПГ, ДСПП, ДСПО. Распоряжения ДСЦС по обеспечению своевременного и безопасного приема, отправления и пропуска поездов, выполнению маневров, а также бесперебойной работы технических средств станции являются обязательными для работников всех хозяйств, связанных с обработкой, приемом и отправлением поездов.

ДСЦС несет ответственность за возложенные на него задачи и функции, обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, организацию приема, отправления, пропуска поездов по графику движения поездов, обеспечение трудовой дисциплины подчиненных.

В основу технологии работы станции Минск-Сортировочный положен метод диспетчерского руководства расформированием и формированием поездов и местной работой, обеспечивающий наилучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции. Метод базируется на динамической модели работы станции, реализуемой на ЭВМ АСУ СС и обеспечивающей номерной учет наличия и расположения вагонов на путях станции.

Руководствуясь текущим планом работы, информацией о подходе поездов, наличием и расположением вагонов на путях и пунктах станции, а также рекомендациями АСУ СС ДСЦС устанавливает очередность расформирования и формирования составов, рационально распределяя работу по окончанию формирования между сортировочными устройствами.

Для сокращения времени нахождения на станции вагонов, требующих ускоренной доставки в пункт назначения, может применяться приоритетный режим их обработки, предусматривающий первоочередное обслуживание, расформирование, формирование и отправление составов, содержащих такие вагоны, а также (до предстоящего поступления таких вагонов на станцию) накопление группы вагонов попутного назначения с таким расчетом, чтобы прибывшие вагоны ускоренной доставки завершили накопление состава.

Для беспрепятственного пропуска и переработки вагонопотоков ДСЦС осуществляет регулировочные мероприятия по обработке и отправлению поездов, перераспределению работы между отдельными сортировочными устройствами, маневровыми районами и парками.

В качестве наиболее действенных мер применяются:

  • – своевременная обработка составов, определение рациональной очередности их расформирования с учетом завершения накопления составов в разных пучках сортировочного парка, максимального сокращения межоперационных интервалов;
  • – своевременное освобождение путей для приема поездов за счет объединения коротких составов на одном пути;
  • – освобождение горки средней мощности от переработки местных вагонов, вагонов из ремонта и др.;
  • – освобождение горочных локомотивов от выполнения операций по осаживанию вагонов за счет максимального использования локомотивов, работающих на вытяжных путях, для подтягивания вагонов в глубине сортировочного парка;
  • – перераспределение маневровых средств с выделением для работы на горке дополнительного локомотива;
  • – организация работы 2-х горочных локомотивов поточно-кольцевым методом с организацией параллельного надвига составов на горку;
  • – заблаговременная подготовка путей отправочного парка для перестановки накопившихся в сортировочном парке составов.

К концу дежурства ДСЦС должен создать вступающей смене условия для нормальной работы, в том числе:

  • – обеспечить наличие свободных путей для беспрепятственного приема поездов;
  • – подготовить составы к роспуску;
  • – подготовить пути сортировочного парка для роспуска очередных составов;
  • – подготовить составы для отправления в начале работы последующей смены в соответствии с оперативным планом и графиком движения.

Для осуществления действенного оперативного контроля за работой основных районов станции рабочее место ДСЦС расположено в аппаратном зале Центрального поста управления перед информационным табло. Оно оборудовано следующими устройствами:

  • – персональной ЭВМ, включенной в сеть АСУ СС;
  • – прямой телефонной связью с ДНЦУ, ДСПП-3, ДСПП-4, ДСПЦ-4, ПТО-1, ПТО-3, ПТО-4;
  • – радиосвязью с машинистами маневровых локомотивов, составителями поездов и работниками ПКО;
  • – двусторонней парковой связью.

Дежурные по станции (ДСП).

Прием, отправление и пропуск поездов, выполнение маневровой работы в пределах своего района с обеспечением безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, а также пропуск поездных локомотивов осуществляется единолично ДСП-1 и ДСП-2 в своем районе в соответствии с ТРА станции. Для обеспечения поставленных задач ДСП обязаны:

  • – вести переговоры по движению поездов с ДНЦ ЦУП, ДСП соседних станций и ТЧД;
  • – руководить приемом и отправлением поездов, готовить маршруты для приема, отправления поездов;
  • – осуществлять пропуск локомотивов из депо и в депо.
  • – осуществлять внутристанционные перестановки поездов из парка в парк;
  • – передавать на местное управление оператору МП-3 централизованные стрелки (для ДСП-2);
  • – вести журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (формы ДУ-46);
  • – при переходе на телефонные средства связи контролировать выдачу ДСПП-3, ДСПП-4, ДСПО-3 разрешений на проезд запрещающих показаний выходных (маршрутных) светофоров и занятие перегона;
  • – контролировать выдачу ДСПП-3, ДСПО-3, ДСПП-4 предупреждений на поезда, отправляемые на станции Барановичи, Брест, Молодечно, Осиповичи, Гомель, Орша и Минск-Пассажирский;
  • – контролировать предъявление вагонов и составов к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру ДСПП-3, ДСПО-3, ДСПП-4;
  • – контролировать работу оператора при ДСП по ведению журнала движения поездов (ф. ДУ-3), журнала поездных телефонограмм (ф. ДУ-47 при переходе на телефонные средства связи), журнала диспетчерских распоряжений (ф. ДУ-58), книги для записи предупреждений на поезда (ф. ДУ-60);
  • – извещать оператора поста централизации о прибытии поездов в ПП-1, операторов МП-2 и МП-6 о заезде локомотивов на пути по указанию ДСПГ;
  • – включать и отключать с пульта управления разъединители контактной сети с моторными приводами;
  • – осуществлять контроль закрепления составов и вагонов на путях ПП-1, ПОП-3, ПОП-4 по докладу дежурных по парку и оператора поста централизации;
  • – передавать регистрируемые приказы дежурным по паркам на выдачу разрешений на занятие перегона или проезда маршрутного (выходного) светофора.
  • – при выполнении путевых работ на станции оповещать работников смежных хозяйств о движении поездов, локомотивов, и т.д.

Рабочие места ДСП расположены в здании ЦПУ.

Операторы при ДСП.

Своевременный и достоверный ввод и передачу информации, касающейся поездной работы в АСУ СС и ведение установленных форм учета и отчетности выполняют операторы при ДСП.

Для выполнения возложенных на них функций оператор при ДСП обязан:

  • – вести в АРМе журнал движения поездов (формы ДУ-3);
  • – принимать диспетчерские распоряжения с записью их в журнале диспетчерских распоряжений (формы ДУ-58);
  • – перед прибытием каждого поезда принимать от поездных диспетчеров информацию о прибывающих поездах;
  • – уведомлять станционного рабочего о времени прибытия поезда, о маршруте следования поездных локомотивов от прибывающих поездов и необходимости доставки документов;
  • – после отправления поезда вводить в АСУСС сведения об отправленном поезде.
  • – вести переговоры о движении поездов (по приему, проследованию и отправлению с дежурными соседних станций);
  • – вести книгу отцепки вагонов от поездов своего формирования в парках ПОП-3 и ПОП-4;
  • – при неисправности действия автоблокировки и переходе на телефонные средства связи вести журнал поездных телефонограмм (ф. ДУ-47);
  • – своевременно вводить информацию в программный модуль формирования графика исполненной работы, согласно существующих приказов и указаний;
  • – вести учет простоя поездных локомотивов на станции по прибытию, отправлению и обороту с помощью ГИР или вручную;
  • – вести переговоры с ДНЦУ и дежурным по депо о подвязке локомотивов к отправляемым поездам;
  • – получать через ПО ЭТЭЛ телеграммы-заявки о предупреждениях;
  • – на основании телеграмм осуществлять сверку и ввод предупреждений в АРМ Пред в соответствии с требованиями ПТЭ и ИДП;
  • – выводить для ДСЦС прогноз составообразования;
  • – вводить текст телеграмм в ПО ЭТЕЛ и производить их передачу по указанию руководства станции и ДСЦС;
  • – своевременно вводить информацию в АСУ СС о прибытии, отправлении и проследовании поездов;
  • – по указанию ДСП выдавать предупреждения машинистам поездов и локомотивов.

Дежурный по горке (ДСПГ).

ДСПГ обеспечивает расформирование и формирование составов на основе сортировочных листков, выдаваемых АСУ СС. При организации расформирования поездов он руководствуется распоряжениями ДСЦС, выдаваемыми на основе рекомендаций АСУ СС. Для выполнения поставленных задач ДСПГ выполняет следующие обязанности:

  • – руководит горочными операторами и организовывает работу смены по своевременному выполнению заданий по роспуску и формированию поездов при обеспечении безопасности движения поездов, маневровой работы и сохранности подвижного состава;
  • – обеспечивает эффективное использование сортировочной горки и маневровых локомотивов;
  • – контролирует соблюдение работниками сортировочной горки правил техники безопасности и безопасности движения.
  • – ведет журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи формы ДУ-46;
  • – контролирует правильность формирования поездов в соответствии с ПТЭ;
  • – контролирует закрепление и ограждение местных передаточных поездов в СП-2;
  • – ведет учет работы сортировочной горки по журналу формы ДУ-31.

Дежурный поста централизации (ДСПЦ-4).

Диспетчерское руководство местной работой станции осуществляется дежурным станционного поста МГ-4 ДСПЦ-4, который на основании данных номерного учета нахождения местных вагонов в парках станции, на фронтах погрузки-выгрузки, прогноза прибытия местных вагонов на станцию планирует и организует подачу и уборку вагонов с местных пунктов станции, а также руководит работой горки малой мощности, локомотива местной работы и составителя поездов по формированию составов сборных поездов, подформированию подач местных вагонов, а также руководит работой составителя поездов ВЧД-1 и локомотива ВЧД-1 при производстве маневров в районе ПМР-5.

В обязанности ДСПЦ-4 также входит:

  • – обеспечивать эффективную работу горки малой мощности по формированию сборных поездов и маневрового локомотива местной работы;
  • – вести номерное накопление вагонов на путях парка ПМР-5 с помощью АСУ СС;
  • – выполнять перестановку местных вагонов с путей СП-2 на пути ПОП-4 в АСУ СС;
  • – вводить данные в АСУ СС о нахождении маневрового локомотива местной работы;
  • – контролировать местную работу по ГИРу;
  • – осуществлять контроль закрепления вагонов составителем поездов на путях парка ПМР-5.
  • – учет поступления неисправных вагонов в ремонт, ведение специальной книги для номерного учета нахождения неисправных вагонов на путях ВЧД-1
  • – уведомление клиентов о подаче вагонов и закрытии переездов на время занятости приемосдатчиков груза и багажа;
  • – переводить стрелки курбелем при неисправности СЦБ (при потере контроля положения).

Дежурные по парку (ДСПП, ДСПО).

Для обеспечения технологических операций по закреплению, предъявлению к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, станционного документооборота станции в парках станции находятся рабочие места дежурных по парку. В обязанности ДСПП-3, ДСПО-3, ДСПП-4 входит:

  • – предъявление составов и вагонов к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру;
  • – ведение книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию (ф. ВУ-14);
  • – ведение книги совмещенного осмотра передаточного поезда «на ходу»
  • – вручение перевозочных документов машинисту поездного локомотива. Машинист удостоверяет прием документов своей подписью в Книге приемки и сдачи перевозочных документов (ГУ-48 или ДУ-40).
  • – запрос готовых предупреждений с АРМ Пред и выдача их всем грузовым и пассажирским поездам, отправляемых из парков станции и с остановочных пунктов Институт Культуры и Столичный);
  • – при нарушении нормального действия устройств СЦБ по указанию ДСП готовить маршрут, проверять свободность путей и правильность приготовления маршрута;
  • – по телефонограмме ДСП выдача на поезда разрешений на занятие перегона и проезд запрещающих показаний выходных и маршрутных светофоров;
  • – после получения приказа об отправлении поезда, в составе которого имеются вагоны с опасными грузами, копирование приказа и вручение его машинисту вместе с перевозочными документами;
  • – обслуживание устройств пневмопочты по приему и отправлению перевозочных документов;
  • – передача сведений ВЧД о составе поезда (вес, оси);
  • – закрепление подвижного состава на путях парка тормозными башмаками, снятие средств закрепления;
  • – докладывать ДСП о закреплении составов и вагонов, изъятии тормозных башмаков на путях станции.

Привет! Сегодня я расскажу о целой дирекции. На железной дороге существует множество различных служб (иначе их называют дирекции), обеспечивающих беспрерывный процесс работы железнодорожного транспорта и всего того, что с ним связано. Ну для тебя это не секрет, правда? Одной из таких служб является Центральная дирекция управления движением (сокращенно ЦД). Часто всех сотрудников этой службы называют «движенцы», так как одними из их главных функций являются организация движения поездов и управление перевозочным процессом. Проще говоря — они организуют движение поездов.

На каждой железной дороге есть своя дирекция управления движением, которая возглавляется начальником дирекции, а главный штаб управления движением ОАО РЖД находится в Москве. Например, на моей дороге — Дальневосточная дирекция управления движением отвечает за работу всех движенцев по всем регионам дороги, среди которых Владивостокский, Хабаровский, Комсомольский, Сахалинский, Тындинский регионы.

В самой дирекции достаточно много отделов по направлениям работы. Один отдел занимается коммерческими вопросами, другой – взаимодействует с собственниками подвижного состава, третий – работает с клиентами и т.д.

Дежурный по станции

На каждой движенцы являются ключевыми работниками и самым главным является дежурный по станции (сокращенно ДСП). В его обязанности входят:

  • прием и отправление поездов;
  • приготовление маршрута (перевод стрелок, включение сигналов) с помощью пульта управления (им оборудованы только крупные станции);
  • взаимодействие с ответственными работниками за коммерческий и технический осмотр вагонов;
  • контроль закрепления состава после отцепки локомотива;
  • руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.

Также, ДСП беспрерывно ведет различную документацию, вносит в рабочие журналы всю информацию, связанную с движением поездов.

Поездной диспетчер

Работу дежурного по станции контролирует поездной диспетчер (сокращенно ДНЦ), рабочее место которого находится в другом здании, в моей случае, вообще в другом городе, в Хабаровске. Дежурного и диспетчера соединяет специальная внутренняя телефонная связь. С машинистами поездов ДНЦ использует радиосвязь. Поездной диспетчер руководит движением поездов на своем участке (который может объединять десятки станций):

  • он отвечает за график движения поездов;
  • контролирует следование поездов по перегонам;
  • своевременное их отправление со станций;
  • работу станций по своевременной погрузке и выгрузке вагонов;
  • в случае закрытия путей или перегонов информирует дежурных по станциям на своем участке.

Также поездной диспетчер занимается организацией аварийно-восстановительных работ, принимает меры по устранению неисправностей технических устройств. Рабочее место ДНЦ оборудовано диспетчерским пультом или компьютером с установленной на нем программой диспетчеризации. Поездной диспетчер, также как и дежурный по , может управлять стрелками и сигналами на своем участке. Только для этого станция должна быть оборудована диспетчерской централизацией.

Маневровый диспетчер

На в связке с ДСП также работает маневровый диспетчер (ДСЦ) и дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Маневровый диспетчер (другое название – станционный) в отличие от поездного диспетчера находится на станции и отвечает за организацию движения поездов только на своей станции.

Напомню, что поездной диспетчер руководит движением поездов на участке с несколькими станциями и находится в здании Единого дорожного центра управления перевозками. На каждой железной дороге свой такой центр, в котором несколько поездных диспетчеров. У каждого ДНЦ, повторюсь, свой участок (другое название участка – круг).

Так вот, маневровый диспетчер, как и дежурный по станции, в оперативном порядке подчиняется ДНЦ. Выполняет его распоряжения. Кроме того, в обязанности ДСЦ (маневрового диспетчера) входит следующее:

  • планирование и организация маневровой работы на станции;
  • обеспечение своевременной подачи местных вагонов под погрузку/выгрузку в адрес организаций (Клиентов станции) примыкающих своими подъездными ж/д путями к станционным путям;
  • подготовка ж/д составов к отправлению.

Также ДСЦ руководит станционными работниками (машинисты маневровых локомотивов, составители поездов, регулировщики скорости) которые участвуют в маневровом процессе. В общем, сортировкой вагонов и формированием поездов по направлениям руководит именно ДСЦ.

Дежурный по станции отправляет поезда уже сформированные маневровым диспетчером. Если поезд транзитный ДСЦ обеспечивает наличие свободного пути для принятия/пропуска этого поезда. Помогает маневровому диспетчеру дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Рабочее место его (как и у ДСП, ДСЦ) находится на станции в здании поста ЭЦ (пост электрической централизации) – помещение в котором располагаются все технические средства для управления движением поездов и организации маневровой работы.

Обычно это 2-х, 3-х этажное здание со «стеклянным полукругом» на верхних этажах. Этот полукруг — своего рода балкон, с которого открывается хороший обзор на станционные пути. Построен пост ЭЦ недалеко от сортировочной горки, с которой происходит роспуск вагонов по разным путям. Вот за этим стеклянным полукругом и находится пульт, с помощью которого ДСПГ переводит стрелки — для того, чтобы вагон или группа вагонов, отцепленных составителем на горке, попали на нужный путь.

Дежурный по сортировочной горке, согласно распоряжениям маневрового диспетчера, передает по радиосвязи или через громкоговоритель указания составителям поездов, регулировщикам скорости движения вагонов (башмачники). Объясняет сколько вагонов, и на какой путь необходимо отцепить. Регулировщики скорости с помощью специального тормозного башмака снижают скорость отцепленного с горки вагона при его соединении с уже стоящими на пути вагонами. Некоторые станции с механизированными сортировочными горками, которые оборудованы пневматическими вагонными замедлителями, обходятся без регулировщиков скорости.

И всем этим коллективом руководит , про него я пишу отдельную статью, где хочу рассказать что конкретно входит в его обязанности, чтобы каждый понял как много ему приходится знать и уметь чтобы управлять. Так что подписывайся на обновление блога. Кстати если у тебя есть замечания, то обязательно укажи их в комментарии.

Железная дорога — это большой организм со множеством локаций, путей и должностей. Задумывались ли вы о том, где происходит формирование поездов из отдельных вагонов и кто этим руководит? В данной статье можно познакомиться с принципами организации работы на сортировочных станциях и узнать, кто же тот человек, который контролирует все происходящее.

Что такое станция для сортировки

Суть работы сортировочных станций заключается в том, что там происходит сортировка вагонов в зависимости от таких параметров, как:

  • типы грузов;
  • кто является отправителем и получателем;
  • какое выбрано направление.

Для того чтобы иметь возможность выполнять все работы, на станции находятся горки (различаются по мощности), вытяжные пути и сортировочные парки.

Каково же преимущество для российских железных дорог наличия станций сортировки? Поездной (сквозной) состав, формируемый там, спокойно минует большое количество станционных пунктов по пути в определенное место назначения, существенно увеличивая скорость транспортировки грузов. Кроме того, этот маневр способствует уменьшению грузовых перевозок в плане их себестоимости.

Организация маневровых работ на станции

Для проводимых работ организуются комплексные маневровые бригады. Имеется в виду то, что помимо основных представителей подобной бригады (машиниста локомотива и составителя поездов) сюда входят работники технической сферы.

Такой показатель, как скорость, с которой происходит роспуск вагонов на сортировочных станциях, зависит от мощности тормозных средств. В соответствии с этим происходит его регулировка. Также важно, каково состояние поезда в техническом плане, характеристика путевого развития и наличие благоприятных условий погоды. Если верно установить скорость для такого процесса, это станет значимым показателем в увеличении уровня безопасности работы в комплексной бригаде.

Специфика работы маневрового диспетчера

Все эти сложные операции, связанные с организацией процесса формирования и распределения составов, проходят под руководством одного человека. Итак, кто такой маневровый диспетчер на железной дороге? Это специалист, который контролирует движение маневрирующих составов, занимается отправкой маневровый бригады на различные подъездные пути с целью уборки или подачи вагонов. Также он раздает задания между исполнителями этого нелегкого дела, составителями поездов.

У диспетчера концентрируются всевозможные данные, связанные с работой станции: информация о прибывающих поездах, о планируемых отцепках и присоединениях, о техническом и коммерческом браке и тд. Сам же маневровый смотритель находится в подчинении у поездного диспетчера, который занимается руководством по движению поездов на участке не с одной, а с несколькими станциями.

Требования для назначения на должность

Чтобы получить эту работу, нужно соответствовать не только своими внутренними качествами, но и отвечать официальным критериям отбора. Сюда входит наличие высшего (специалист) или среднего (профессионального) образования. В первом случае обязателен опыт работы от года в организации по эксплуатации железнодорожного транспорта. Во втором — опыт работы на аналогичном месте не менее 3 лет.

Также существуют специальные условия для того, чтобы получить допуск к данной работе:

  • Требуется пройти инструктаж, связанный с охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью.
  • Необходимо пройти осмотр по медицинской части (первичный, регулярный и внеплановый при необходимости).

Знания и умения, необходимые в работе маневрового диспетчера станции

Поскольку один человек руководит большим количеством людей и составов, то и обладать он должен немалым количеством знаний и умений. Вот самые главные из длинного списка:

  • Знание свода правил погрузки, а также условий ее осуществления.
  • Владение правилами по использованию железных дорог в техническом плане.
  • Наличие представления о том, как выглядит план необходимых мероприятий по купированию и устранению последствий аварий.
  • Владение инструкцией, связанной с передвижением поездов и маневровой работой;
  • Способность грамотно оценивать эффективность осуществления транспортного сообщения, которое происходит между цехами и участками производственного назначения.

Основные обязанности диспетчера

Обязанностей у маневрового диспетчера много, поскольку контроль и регулирование требуются сразу в нескольких направлениях:

  1. Анализ и оценка работы, которую выполнил персонал.
  2. Проведение планирования касательно грузовых работ.
  3. Составление действенных схем непосредственно маневровой работы.
  4. Создание четкого списка работ, которые необходимо провести по расформированию и формированию составов.
  5. Ведение необходимой внутренней документации.
  6. Разработка мер, относящихся к строгому следованию графику подачи и уборки вагонов.
  7. Подготовка и проведение работ, связанных с передачей вагонов из грузового парка промышленной организации.

Заключение

В работе сортировочной станции маневровый диспетчер выполняет очень важную роль. Он формирует общий настрой коллектива, отвечает за продуктивность работы всей смены, контролирует время и перемещение своих подчиненных. Также очень важно, чтобы диспетчер создавал правильное настроение для работы: если будут недовольные или недостаточно мотивированные работники, слаженных действий не получится. А это ключевое звено в цепочке, ведущей к достижению гармонично и продуктивно действующей системы.

Необходимо чтобы человек, занимающий эту должность, был специалистом своего дела. Он должен отлично знать станцию, иметь возможность и необходимые навыки для того, чтобы в нужный момент помочь решить проблему на любом участке. И знания эти должны носить не только теоретический характер, но и быть подкреплены практикой. Ведь самыми лучшими начальниками становятся те, кто начинал с низов и прошел весь путь по карьерной лестнице. Для планирования и контроля работы недостаточно просто прочитать инструкции — надо знать суть дела изнутри.

Помимо технических навыков маневровый диспетчер должен уметь находить правильный подход к работе со своей бригадой и вышестоящим руководством: если не будет слаженного общения и понимания между людьми, то и работа всего сортировочного центра не будет четкой и грамотной. В итоге и конечный результат не станет удовлетворительным. Поэтому нельзя не отметить большую значимость человека, работающего в этой должности, его роль в организации и контроле всей сортировочной станции.