Евгений иванович носов. Презентация "Носов Евгений Иванович" по литературе – проект, доклад Евгений Носов

Слайд 2

Слайд 4

Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным. детство

Слайд 5

Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».

Слайд 6

«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».

Слайд 7

Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.

Слайд 8

Становление

Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.

Слайд 9

На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».

Слайд 10

Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.

Слайд 11

Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.

Слайд 12

В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.

Слайд 13

Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговаяовсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплываютпароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

Слайд 14

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Слайд 15

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

Слайд 16

Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятскиешлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Слайд 17

«Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»

(1925-2002)

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («… Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П. Жданова

  • Презентация к уроку
  • Е.И.Носов
  • «Живое пламя»
  • Подготовила и провела:
  • Коврижных О.В.,
  • учитель МОУ «СОШ № 31
  • им. А.П.Жданова»
  • Добрый день!
Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения, выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям. Давайте поразмышляем:
  • Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять
  • определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль,
  • гвоздики, маки – память?
Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?
  • «Живое пламя»
  • Евгений
  • Иванович
  • Носов
  • 1925-2002
Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
  • Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
  • Почему тётя Оля не любила сеять маки?
  • Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?
  • Каким вы себе представляете Алексея?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Как выглядела клумба тёти Оли?
  • Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Найдите слова, которыми автор описывает маки.
  • Как называется этот приём в литературоведении?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Сколько дней цвели маки?
  • Как вы понимаете слова тёти Оли?
  • Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому
  • Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.
  • И у людей так бывает...
На клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
  • Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?
Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
  • Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?
  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?
  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя ? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?
  • Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
Какова же главная мысль рассказа Носова?
  • Какова же главная мысль рассказа Носова?
  • Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов.
  • Он напоминает вечный огонь.
  • Знак вечной памяти и молчания.
  • Мы огненное поднимаем Знамя.
  • Ни Ты, ни Он не будет побежден.
  • В любом из нас горит живое Пламя.
  • В любом из нас есть маленький Дракон!
У Евгения Ивановича Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два».
  • Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».
Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили! Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам. Прошу вас раскрасить мак- символ Вечного Огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших во время ВОв и пронесли эту память через годы и передали своим детям и внукам.
  • Обращение к потомкам!
  • Большой – для меня было важным и интересным на уроке…
  • Указательный – я после урока понял (а)…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – мне на уроке работалось отлично, некомфортно, плохо, хорошо….
  • Мизинец – я ещё хочу узнать…
  • Домашнее задание
  • по выбору:
  • Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
  • Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
  • Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.
  • Подготовьте развернутый ответ на вопрос
  • «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»
  • Спасибо за урок!

Евгений Иванович Носов - советский русский писатель. Сегодня произведения Евгения Носова для детей включены в школьную программу изучения. Хотя специально для них он не писал. Однако, благодаря понятному и простому языку, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми. Автором многих известных произведений стал Евгений его, можно сказать, очень сложная и героичная. Однако его не стоит путать с его однофамильцем и детским писателем Николаем Николаевичем Носовым известным по произведениям о Незнайке.

Носов Евгений Иванович. Биография

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Эта деревенька примостилась неподалеку от речки Тускари, протоки Сейма, в ней была колоколенка и парк из лип. Носов прожил все детсво в дедовском доме в многодетной крестьянской семье. Отец его был потомственным ремесленником, и большую часть своей жизни он проработал слесарем на механическом заводе города Курска.

В 1933 году Евгений пошел учиться в Курскую среднюю школу, однако закончил там всего 8 классов, так как началась война. Как только немцы взяли город, он с мамой и младшей сестрой переехал опять в Толмачево к бабушке.

Война

Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. Рядовой Носов был награжден многочисленными почетными военными орденами и медалями.

Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове. В июне 1945 он был демобилизован по инвалидности.

Но радость встречи с родными сменила тяжелая послевоенная разруха и голод. Отец Евгения был на войне и утратил трудоспособность, поэтому нелегко доставались средства для семьи. Евгений Носов наверстал упущенное и за один год сдал все школьные экзамены. Вслед за будущей женой, закончившей Техникум Советской торговли, по направлению они уезжают в казахстанский город Талды-Курган.

Счастливый случай

Именно там ему подвернулся счастливый случай, в одной местной газете «Семериченская правда» нужен был художник-оформитель и он, обладая неплохим талантом рисовать, устроился на эту должность. Через год он женился. А потом на него легли обязанности специального корреспондента, и он стал разъезжать по разным городам в командировки и писать новостные статьи на тему промышленности, торговли и транспорта.

В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами. Но для настоящей работы ему требовалось больше свободного времени, он опять возвращается на должность художника-оформителя. И начинает писать небольшие рассказы, которые выходили в периодическую печать. Теперь Евгений Носов - писатель, и в 1958 году он выпускает свой первый сборник «На рыбачьей тропе». Тогда Курским литературным объединением было решено отправить его в Ленинград на Всероссийский семинар, где руководители группы, которую возглавлял очень высоко оценили молодого прозаика и его труды, поэтому он был рекомендован в Союз писателей СССР.

По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.

Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

Евгений Носов. Биография и начало творчества

В своей повести «Усвятские шлемоносцы» Носов очень мощно описывает тяжесть войны и фашистского нашествия, навалившегося на весь советский народ вместе с его мужчинами, стариками, женщинами и детьми.

Он размышляет, почему нация так долго помнит эту войну, а потому что больно коварен и беспощаден был враг, и это очень сильно действовало на Эпическая панорама в конце повести поднимает дух, когда облака в небе проплывают над поселками, и колонны мобилизованных движутся к сборному пункту. «Усвятские, ставские, никольские, хуторские, мужики идут!» И нет этим колоннам конца, так воспряла Россия, так русские идут защищать свою родную землю, своих родных и близких.

Награды за литературные труды

За книгу «Шумит луговая овсяница» 1975 года Евгений Носов получил Государственную премию РСФСР им. М. Горького. За рассказы в 1996 году был отмечен Международной литературной премией им. М. Шолохова, в 2001 году - премией им. А. Солженицына.

В 1990 году Евгения Ивановича Носова представили к званию Героя Социалистического труда. В 1984 и 1990 годах он был награжден в 1975 году орденами «Трудового Красного Знамени», в 1971 получил орден «Знак Почета».

Вот так прожил свою непростую жизнь Носов Евгений Иванович. Биография его похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на своей родной земле. Все это они знали не понаслышке, и поэтому использовали по полной свой шанс жить.

Заключение

Евгений Носов, биография которого является такой насыщенной, был одним из самых почитаемых литераторов в Советском Союзе. То он строгий и хмурый смотрит на всех исподлобья (это давали о себе знать воспоминания о войне и фронтовые раны), то он добрый и сердечный. И этим заполняет души родных и друзей. Но самым изумительным он становился, когда рассказывал что-то и этим просто зачаровывал слушателей. В жизни всегда был разный писатель Евгений Носов. Биграфия его жизни прервается в 2002 году на 77 году жизни.