Армия и оружие истребитель су 57. "фантом" не догоняет


В подмосковном Жуковском на полигоне Летно-исследовательского института им. Громова 5 декабря прошло первое испытание истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа. Полет длился 17 минут, прошел в штатном режиме, пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ им. П.О. Сухого, Герой России Сергей Богдан. До этого проекта Т-50 были оснащены двигателями первого этапа АЛ-41Ф1 («изделие 117»), сходными по конструкции и техническим характеристикам с двигателями истребителя Су-35С.

Оба изделия разработаны НПО «Сатурн» и изготавливаются на Лыткаринском (Московская область) машиностроительном заводе, который является филиалом этого объединения. Новому двигателю присвоен шифр «изделие 30», он развивает тягу до 19,5 т, у него повышена топливная эффективность и снижена стоимость жизненного цикла. В новой сборке самолет без использования форсажа может лететь на сверхзвуковой крейсерской скорости (заявлено M=2,1) продолжительное время (заявлено, что около 2000 км при 100-процентной заправке). Глава Минпромторга Денис Мантуров с удовлетворением отметил: «Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы: уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели».

«Изделие 30» станет основным двигателем для истребителя пятого поколения, начало его серийного производства и прием на вооружение запланированы на 2019 год. Перед началом серийного производства будет изготовлена установочная партия Су-57, всего 12 машин. Сейчас завершается первый этап государственных испытаний этого самолета, уже подтверждены его характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Идет проверка и доработка его бортового оборудования, комплекса авиационного вооружения, техники дозаправки топливом в полете и пр. Новый российский истребитель оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Его вооружение (также нового поколения) впечатляет. Он несет 10 ракет класса «воздух–воздух» для дальнего воздушного боя и 10 ракет класса «воздух–поверхность» для ударов по наземным целям. Для ведения ближнего боя истребитель оснащен 30-миллиметровыми авиационными пушками. Су-57 по заявленным летным характеристикам превосходит американский аналог F22 «Раптор». Российский истребитель пятого поколения будет развивать скорость до 3000 км/ч, летит с максимально допустимой перегрузкой 10–11 g (у «Раптора» потолок скорости – 2410 км/ч, а максимально допустимая перегрузка 9,5 g). Крейсерская сверхзвуковая скорость Су-57 – М=2,1, у F22 – М=1,82.

В августе с.г. проекту Т-50, или ПАК ФА, было дано серийное наименование «Су-57». Впервые ПАК ФА поднялся в воздух 29 января 2010 года.

Истребитель пятого поколения Су 57 разработан в ОКБ им. Сухого и известен как проект ПАК ФА. До недавнего времени машина была известна как Т-50 и разрабатывалась как более совершенная замена истребителю Су-27. Предыдущие модели Су 30 и Су 35, несмотря на свое совершенство, все же принадлежат к четвертому поколению. Су 57 полностью соответствует пятому поколению истребителей и создан как противовес американскому F-22. На момент начала 2018 года было произведено десять прототипов, на которых были отработаны практически все основные компоненты, включая вооружение.

Подробные характеристики истребителя Су 57 являются засекреченной информацией, однако даже те данные, которые доступны, позволяют получить представление о возможностях этого самолета. По размерам Су 57 несколько больше Раптора F‑22, но меньше Су27 и относится к классу тяжелых истребителей. Главными его особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость, малозаметность, способность к маневрам с перегрузкой не менее 10g, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Кабина Су 57

Кабина пилота оснащена генератором кислорода и катапультным креслом нового поколения. Основой приборной панели являются два 15-дюймовых многофункциональных дисплея МФИ-35. К другим приборам относятся один МФИ меньших размеров, резервный индикатор для отображения текущей полетной информации, коллимационная система ШКС-5, а также речевой информатор. Важным компонентом системы информирования является отображение на стекле шлема летчика самой важной информации.

Двигатель для Су 57

Первые образцы самолета оснащались двигателями АЛ-41Ф1 под рабочим названием «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный двигатель, созданный в НПО «Сатурн», отличается форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Двигатель первого этапа для Су 57 оснащен цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от двигателей F-22, российская силовая установка оснащена круглыми, а не прямоугольными соплами. Двигатель для Су 57 создан на основе мотора Су-35С. Отличием является увеличенная сила тяги, новая система автоматизации, а также уникальная турбина и пониженный расход топлива.

Благодаря уникальным решениям, такой показатель как сверхманевренность в самолете рееализован полностью. Су 57 способен выполнять столь сложные фигуры высшего пилотажа, что никакой другой самолет в мире на подобное не способен даже близко.

Двигателем второго этапа, именуемого как «Тип 30» должны быть укомплектованы самолеты Су 57, которые пойдут в серию. Этот силовой агрегат еще более усиливает возможности истребителя. Двигатель тестируется, начиная с последнего квартала 2017 года. Его характеристики существенно превосходят АЛ-41Ф1. «Тип 30» является принципиально новым изделием. Применяемые в нем решения являются во многом уникальными и не имеют аналогов в мире.

Вооружение Су 57

Самолет имеет авиационную 30-миллиметровую пушку 9-А1-4071К с боекомплектом 150 снарядов, способную работать во всех режимах. Боеприпасы размещаются в двух основных и двух боковых отсеках. В основных отсеках с 8 точками подвески размещаются ракеты СД и БД, а также корректируемые авиабомбы. В боковых отсеках размещаются сверхманевренные ракеты МД. На внешней подвеске имеющей истребитель способен нести 8 ракет различного назначения. Боевая нагрузка - 10 т.

Для российского истребителя пятого поколения разработаны и продолжают разрабатываться крайне эффективные виды вооружения, включающие в себя высокоточные ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» различной дальности, а также корректируемые авиабомбы. Вооружение для Су 57 представляет собой самые новые разработки, о характеристиках которых можно судить лишь приблизительно. Среди ракет, устанавливаемых на самолет, следует выделить следующие.

Сверхдальняя ракета дальности «воздух-воздух» для внешней подвески КС-172. Ее дальность — 400 км, скорость -1400 м/с, высота поражаемой цели от 3 м до 30000 м на скорости до 1100 м/с. Маневрирование цели 12 g.

Ракеты большой дальности «воздух-воздух»Р-37М (РВВ-БД) для внутренних отсеков. Дальность-300 км, высота от 15 до 25000 м.

Ракета средней дальности «воздух-воздух»К-77МЭ, дальность - 180 км. Скорость ракеты порядка 4,5 М, скорость цели — 3600 км/ч, высота — от 20 м до 25000 м, маневрирование цели 12g.

Ракета малой дальности «воздух-воздух» РВВ-МД (Р-73РМД-2). Дальность - от 0,3 до 40 км. Максимально возможная перегрузка до 65 g. Высота - от 20 до 20000 м.

Важным качеством Су 57 является его многофункциональность. Он способен эффективно работать как истребитель для завоевания господства в воздухе, так и как ударный самолет для поражения наземных и морских целей. Поэтому в комплект вооружения Су 57 входит обширный перечень средств поражения класса «воздух-поверхность».

Прежде всего нужно упомянуть семейство ракет малой дальности «воздух-поверхность» Х-38М. Дальность - 40 км, скорость - 2,2 М. Используется для поражения наземных и надводных целей в прибрежной зоне.

Противорадиолокационная ракета большой дальности Х-58УШК. Дальность - 250 км. Скорость полета — 4200 км/ч.

Дозвуковая ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2. Дальность - 290 км.

Дозвуковая противокорабельная ракета Х-35УЭ. Дальность - 260 км. Среди вооружения Су 57 следует отметить корректируемые бомбы, а также еще ряд ракет «воздух-поверхность» различного назначения.

Упомянутые ракеты отличаются способностью крайне эффективно обходить ПРО противника.

Малозаметность, РЭБ, РЛС

Ключевым свойством истребителя пятого поколения является невидимость для радаров, или, если точнее - малозаметность. Абсолютной невидимости пока никому достичь не удалось, а вот существенно снизить её безусловно. Малозаметность обеспечивается целым комплексом мер. Прежде всего - это форма планера, которая позволяет максимально рассеивать излучение радаров, а также радиопоглощающее покрытие. В этом отношении Су 57 находится на передовых рубежах, примерно соответствуя показателям F-22 и однозначно превосходя F-35. Однако реальная малозаметность на российском истребителе обеспечивается во многом за счет комплекса РЭБ «Гималаи», заметно опережающая лучшие американские аналоги. Таким же превосходством обладает и РЛС «Белка», установленная на самолете и способная обнаруживать противника как в сантиметровом, так и в дециметровом диапазоне, обеспечивая всеракурсный обзор. Локаторы дицеметрового диапазона, хотя и уступают в точности системам сантиметрового диапазона, но сводят на нет "невидимость" американских стелс-истребителей. Важнейшим средством обнаружения противника является является электронно-оптическая система «Атолл», позволяющая контролировать воздушное пространство в видимом диапазоне. Подобной системы на американских истребителях нет. Важно заметить, что дальность обнаружения у РЛС "Белка" существенно превосходит подобные показатели машин потенциального противника.

Учитывая суммарные возможности средств радиоэлектронного обнаружения и подавления в комплексе со сверхманевренностью и самым передовым вооружением, у истребителя Су 57 нет равных.

Следует заметить, что приводимые здесь характеристики являются приблизительными, взятыми из открытых источников, так как точные данные естественно не раскрываются.

Истребитель Су-57 - технические характеристики

Длина - 19,7 м.

Высота - 4,8 м.

Размах крыла - 14 м.

Масса пустого самолета - 18,5 т.

Нормальная взлетная масса с полным топливным баком - 30,61 т.

Максимальная взлетная масса - 37 т.

Двигатель :

  • Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги в двух плоскостях
  • Модель - «АЛ-41Ф1» (на прототипах и первых 10 самолётах установочной парии, двигатель «второго этапа» «Тип 30» - на серийных самолетах)
  • Максимальная тяга - 2х9500 (11000) кгс.
  • Тяга на форсаже - 2х15000 (18000) кгс.

Летные характеристики Су-57:

  • Предельная скорость - 2600 км/ч.
  • Предельная бесфорсажная крейсерская скорость - 2100 км/ч.
  • Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости - 4300 км;
  • на сверхзвуковой бесфорсажной скорости - 2000 км.
  • Практический потолок - 20 км.
  • Длина разбега/пробега - 350 (100) м.

Марс – полет без возврата

Звонок с того света

В дальний космос на ионных двигателях

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Город Угарит - родина алфавита

Первое поселение на месте финикийского города Угарита появилось еще в каменном веке, примерно в 6000 году до нашей эры, в эпоху...

Большие землетрясения

Задумывались мы на тем, кому принадлежит идея определения силы земных толчков? Наверное, нет. А ведь в наше время эта тема...

Достопримечательности Ханоя


Уникальный коктейль культур Запада и Востока, нечто очень необычное и экзотическое – это город Ханой. Столица Вьетнама имеет многовековую...

Машина времени существует

В канадском музее Bralorne Pioneer Museum долго хранилась одна уникальная фотография, которая стала чуть ли не самой тиражируемой в...

Прибор для проверки денежных купюр

Как только люди придумали деньги, фальшивомонетчики научились их подделывать. Преступников не останавливала даже высшая мера наказания - смертная казнь, настолько...

Существует ли база пришельцев на Луне?

Согласно некоему Вильяму Рутледжу, в 1976 году в рамках программы Аполлон в сотрудничестве с советским правительством была проведена засекреченная...

МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. Новейший российский истребитель пятого поколения получил название Су-57, он начнет поступать в войска в 2018 году. Об этом телеканалу "Звезда" сообщил главнокомандующий Воздушно-космических сил России генерал-полковник Виктор Бондарев.

"Решение принято, самолет получил свое название, как ребенок после рождения. Су-57 — теперь мы будем его величать именно так", — сказал главком.

Ранее проект, который еще находится на испытаниях, был известен как перспективный авиакомплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) и Т-50.

Высокий уровень автоматизации

В июле текущего года на авиасалоне МАКС в Жуковском Бондарев сообщил о подписании предварительного заключения по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов.

При этом Бондарев отметил, что самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты. "Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — заявил он. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота".

Главком пояснил, что во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей.

Первая партия

Авиаэксперт: новый Су-57 может действовать фактически автономно Российский истребитель пятого поколения получил название Су-57. Авиаэксперт Виктор Прядка в эфире радио Sputnik отметил, что новый истребитель – это, по сути, многофункциональный комплекс.

Президент ОАК Юрий Слюсарь в ходе авиасалона МАКС сообщил, что Минобороны РФ и Объединенная авиастроительная корпорация обсуждают поставку в первой партии 12 истребителей ПАК ФА. Он отметил, что предсерийное производство Т-50 запланировано с 2019 года.

Ранее замглавы Минобороны Юрий Борисов заявил, что работы по новому истребителю находятся на финальной стадии. "По этому году мы получаем 10-й и 11-й образцы, которые подключат к испытаниям, и в будущей госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы у нас запланирована первая серийная закупка самолетов Т-50", — рассказал замминистра во время посещения авиационного завода имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

В декабре 2016 года Бондарев заверил, что сроки первых поставок ПАК ФА будут полностью выдержаны. "Все сроки сохраняются, испытания ПАК ФА идут семимильными шагами, уже поставлен восьмой экземпляр. Самолет показывает прекрасные летно-технические характеристики. Это наше будущее, наша надежда. Не только летный, но и инженерно-технический состав освоят его с большим успехом", — сказал он на праздновании столетия инженерно-авиационной службы ВКС.

Новое поколение

Су-57 — российский истребитель пятого поколения. Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Впервые самолет поднялся в воздух в 2010-м.

В конструкции Су-57 используются композиционные материалы на основе углепластика, значительно снижающие его радиолокационную заметность. Кроме того, углепластиковые панели обладают бесценными для авиации качествами — легкостью и прочностью. А многофункциональная радиоэлектронная система, установленная в истребителе, не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия.

Истребитель оснащен сдвоенной 30-мм пушкой, а основное вооружение — две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, расположенные в двух внутренних отсеках.

Воевать в пяти измерениях

В новом самолете установлен принципиально новый комплекс авионики и перспективная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Су-57 обладает повышенной мощностью двигателя, бомбовой нагрузкой и дальностью полета.

Основными конкурентами новейшего истребителя являются американские F-22 и F-35. При этом Су-57 обладает сверхманевренностью, которая является заслугой его двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ).

Как сообщали СМИ со ссылкой на замгендиректора по НИОКР бортового оборудования концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Гиви Джанджгаву, истребитель пятого поколения может "воевать в пяти измерениях". Он способен контролировать не только свое положение в пространстве и время полета, но также сможет следить за электромагнитным спектром, это сделает самолет защищенным.

Многофункциональные комплексы

Главная задача, стоявшая перед конструкторами, создать машину, которая будет делать максимум за пилота. По словам генерального директора компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктора Прядки, подобные истребители фактически становятся многофункциональными комплексами.

Сейчас каждый самолет, как рассказал Прядка, становится вычислительным центром, который принимает решение о комплектовании определенного вооружения для конкретной боевой операции.

"На управление самолетом может влиять физическое самочувствие летчика и даже его настроение. А когда специалисты находятся в бункере и управляют летательным аппаратом, то они гораздо оперативнее могут заложить те функции, которые есть на борту и использовать их для благополучного выполнения операции", — заявил он.

Су-57 - машина во многих отношениях секретная. Никто не будет приносить точные характеристики и состав вооружения на блюдечке с голубой каемочкой. На официальном сайте ОАО Компания «Сухой» имеется скудная информация о потенциально высоких возможностях самолета, таких, как хорошая маневренность, длительный сверхзвуковой крейсерский режим полета, мероприятия по обеспечению малой радиолокационной заметности и т.д. «Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения как класса «воздух-воздух», так и класса «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач», - отмечает ресурс. На сайте производителя машины (КнААЗа) информации и того меньше. Ее почти нет.


Можно, конечно, вспомнить многочисленные заявления чиновников с пространными формулировками и откровенно нереальными сроками реализации. Цену таким заявлениям все хорошо знают. Напомним, впрочем, что в свое время генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил, что специально для Су-57 разрабатывают четырнадцать типов вооружения, среди которых ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности и способов наведения на цель, а также корректируемые авиабомбы.

Сказать - одно, сделать - другое. Тем более что сброс боеприпаса из внутреннего отсека (особенно на сверхзвуковой скорости) требует долгих испытаний. Это гораздо более сложно, чем интегрировать бомбу или ракету на внешние держатели.

Удивительно, но некоторые вполне уважаемые эксперты и издания, рассуждая о Су-57, приводят сугубо предположительные характеристики машины, взятые из Википедии. Из всего там перечисленного с уверенностью можно судить о нескольких вещах. Во-первых, серийный самолет на базе Т-50, вероятно, будет иметь как внутренние, так и внешние держатели. С упором, естественно, на первый вариант, ибо во втором случае на малозаметности можно будет поставить точку. Во-вторых, и это более важно, самолет получит четыре внутренних отсека:

- два боковых (БГрО). Здесь будут размещаться ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности;
- два основных (ОГрО). В них будут ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности и вооружение класса «воздух-поверхность».

Все эти отсеки можно видеть на прототипах самолета. Изменится ли что-то на серийной версии? Вероятно, нет. Во всяком случае, число и общее расположение отсеков вооружения останутся прежними. Не зря некоторые специалисты гордо именуют самолет «ранним предсерийным образцом». Действительно, он уже перерос стадию раннего прототипа, и меняться концептуально не будет. Про установку двигателей второго этапа вместо привычных АЛ-41Ф1 мы сейчас не говорим: это тема для отдельной дискуссии.

Пункт первый. Концепция

Кстати, о концепции. Существует заблуждение, что сравнивать Су-57, F-22 и F-35 нельзя. Мол, разные машины. И отечественный истребитель по умолчанию намного более многоцелевой. Доля правды в этом есть, но не стоит эту мысль воспринимать буквально. Возможно, самолет будет таковым в будущем, но сейчас мы не знаем всех его возможностей. Стоит сказать, что «Раптор» и «Лайтинг», вопреки расхожему мнению, имеют достаточно широкие возможности по поражению наземных целей. Хотя и несколько проигрывают по совокупному потенциалу тому же F-15E (это если предположить, что у врага нет современных зенитных ракетных систем и средств обнаружения).

Разберем более детально. Истребитель F-22 кроме двух 450-кг бомб GBU-32 JDAM может работать по земле при помощи миниатюрных боеприпасов GBU-39 Small Diameter Bomb c дальностью действия более 100 километров. Всего во внутренних отсеках их можно разместить восемь единиц. В свою очередь, модификации «Лайтинга» для морпехов и флота - F-35B и F-35C - должны в обозримом будущем получить еще более совершенную GBU-53/B. Это следующее поколение Small Diameter Bomb, которое в теории сможет очень эффективно поражать наземные цели, используя инфракрасную головку самонаведения.


Сброс GBU-39

В силу малой цены и небольшого размера Small Diameter Bomb многие эксперты считают самым перспективным авиационным ударным вооружением. Иными словами, можно говорить, что американские истребители пятого поколения и Су-57 не будут отличаться концептуально. В идеале каждый из них должен быть многоцелевой машиной, способной эффективно бороться как с воздушными, так и с наземными целями.

Пункт второй. Ракеты класса «воздух-воздух»

Тут существует два заблуждения, которые не получится вложить в один абзац. Некоторые полагают, что самолет вообще не сможет носить вооружение внутри, а отсеки существуют лишь «для показухи». Критиковать этот непрофессионализм смысла нет. Имеются кадры Минобороны, на которых Су-57 производит запуск ракеты из ОГрО. Есть также сведения из надежных источников о более ранних пусках ракет во время испытаний (проверить их, впрочем, невозможно).

Другой тезис, пожалуй, интересней. Ряд экспертов пытается «впихнуть» в основные отсеки шесть, а иногда и восемь ракет средней дальности. Между тем предположительные габариты ОГрО в сумме с известными габаритами ракетного вооружения позволяют предположить, что в основных отсеках самолет может нести до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней дальности .

Во время испытаний на внешних держателях Т-50 заметили изделия семейства РВВ-АЕ (или макеты этой ракеты). Вероятно, именно они, а если быть точней их модификации, изделие 180 и изделие 180-БД, станут основой вооружения истребителя. В каждом из двух боковых отсеков, скорее всего, будут размещаться по одной ракете малой дальности РВВ-МД. Таким образом, всего ракет класса «воздух-воздух», вероятно, будет шесть . И это будут ракеты малой и средней дальности.


РВВ-АЕ

Более туманной выглядит интеграция в состав комплекса ракет сверхбольшой дальности, таких, как Р-37М или полумифической КС-172. Кажется вообще сомнительным, что функции МиГ-31 полностью переложат на плечи 57-го. Это машины разных классов все-таки. Неизвестно и то, сколько таких ракет сверхбольшой дальности получится поместить во внутренние отсеки Су-57.

Пункт третий. Работа по наземным целям

Как мы уже отмечали, Су-57 никогда не создавался в качестве бескомпромиссного воздушного бойца. А недавно СМИ заявили, что самолет сможет применять новейшую авиабомбу «Дрель», которая способна планировать на 30 километров и уничтожать цели самоприцеливающимися боевыми элементами. Масса планирующей бомбовой кассеты в снаряжении самоприцеливающимися боевыми элементами составляет 500 килограммов. Напомним, что самонаводящиеся элементы в составе авиационных боеприпасов ранее уже применяли как США, так и РФ.

На испытаниях на Т-50 можно было видеть на внешних держателях ракеты семейства Х-31. Есть противокорабельный (Х-31А) и противорадиолокационный (Х-31П) варианты ракет. Ранее в Минобороны заявили, что ракеты намерены устанавливать как на внешние держатели, так и во внутренние отсеки. Ракета при всех ее достоинствах выглядит для такого самолета великоватой. Это не удивительно, если учесть, что ее разработали еще в СССР. Совершенно очевидно, что истребителю пятого поколения нужны не настолько большие боеприпасы. В противном случае либо а) теряется малозаметность (при использовании внешних держателей); либо б) ударный потенциал самолета будет ограничен (в силу ограниченного пространства во внутренних отсеках).


Су-57 с Х-31

Самой же интригующей в этой связи стала информация о запусках перспективных многоцелевых малозаметных крылатых ракет оперативно-тактического назначения Х-59МК2 из внутренних отсеков самолета. Российское Минобороны даже представило эффектное видео по этому поводу. Вопреки названию, Х-59МК2 имеет мало общего с советской Х-59 «Овод». Новая ракета представляет собой аналог новой американской AGM-158 JASSM. Она имеет инерциальную систему наведения, комплексированную с оптико-электронной головкой самонаведения и системами GPS/ГЛОНАСС. Предположительная дальность полета - 500 километров. Иными словами, Су-57 не придется входить в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника.


Су-57 запускает Х-59МК2

В целом малозаметный самолет, оснащенный дальнобойной малозаметной ракетой, - весомый аргумент в любом «споре». Некоторые даже предложили оснастить ракету ядерной БЧ в довесок к кассетной и проникающей боевой части. С другой стороны, пока в России не будет аналога относительно дешевых бомб JDAM и SBD, говорить о массовом корректируемом оружии класса «воздух-поверхность» сложно. Стоимость таких ракет, как Х-31 и тем более Х-59МК2, по умолчанию достаточно высока.

Массовое производство новейшего истребителя Су-57 «не надо форсировать». Об этом заговорили сначала новый куратор оборонного комплекса, а затем и глава профильной комиссии Госдумы. А ведь на эту машину пятого поколения еще несколько лет назад возлагались очень серьезные надежды – которые, похоже, проект вовсе не оправдал. Что же пошло не так?

В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого, поколения. Об этом заявил член экспертного совета Госдумы по авиапрому, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций «оборонки» Владимир Гутенев. «Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести», – сказал Гутенев агентству «Интерфакс» .

Оставим на совести депутата заявление о «прекрасном экспортном потенциале» – иностранцы всегда покупают только те машины, которые предпочитает использовать сама Российская армия. Одно утверждение депутата противоречит другому – если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС, на его экспортном потенциале смело можно поставить крест. Самое важное другое – почему депутат подтверждает, что ВВС России, по сути, отказываются от самолета, на который возлагались такие надежды и в разработку которого вложены столь гигантские средства?

Такое резкое суждение нельзя считать мнением отдельно взятого депутата, пусть и из профильной комиссии. Гутенев подчеркнул: он солидарен с мнением нового куратора «оборонки», вице-премьера Юрия Борисова, в недавнем прошлом замминистра обороны. Форсировать массовое производство Су-57 нет смысла, сказал Борисов в понедельник в эфире канала «Россия 24» .

Вице-премьер отдал должное качествам этого истребителя: Су-57 «проявил себя очень хорошо, в том числе и , подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности». Но при этом Борисов заметил: сегодня одним из лучших самолетов в мире считается представитель предыдущего поколения «4+» – Су-35. Видимо, Су-35 – вполне эффективный и одновременно не столь дорогой вариант.

Аналогичный аргумент привел и депутат Гутенев. ВКС уже имеют на вооружении одни из лучших в мире истребителей Су-35С, заявил он. По мнению Гутенева, эти машины поколения «4+» по боевым качествам превосходят не только основные американские аналоги – F-15 и F-16. В некоторой степени Су-35 не уступают F-35 и F-22 – самолетам пятого поколения, считает депутат.

Такие выводы контрастируют с многообещающими планами, о которых заявлялось в начале работы над Т-50 (таким был заводской индекс нынешнего Су-57). Разработка этого истребителя пятого поколения в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) началась еще в 2001–2002 годах. Планировалось, что истребитель пятого поколения, находящийся на острие военно-технической мысли (технологии «стелс», продвинутая авионика, мощные радары), должен стать противовесом F-22 и F-35.

Вложения в проект были более чем внушительными. Через девять лет после начала работ, в 2010 году, президент Владимир Путин констатировал: только на первом этапе создания самолета было затрачено около 30 млрд рублей. Столько же, по оценке главы государства, требовалось для завершения работ.

Тогда же, в 2010-м, был совершен первый полет. В Минобороны планировали, что в конце 2016 года начнется серийное производство новых самолетов. Только с 2016-го по нынешний год ВВС должны были получать по восемь Т-50 ежегодно. Госпрограмма вооружений до 2020 года подразумевала закупку 52 машин. Планировалось сформировать два полка.

Но, как говорится, «что-то пошло не так». По прошествии 17 лет с начала работы вице-премьер Борисов констатировал: испытания Су-57 «идут согласно плану» (то есть до выхода в серию еще далеко), и в 2018 году в ВКС должны быть приняты всего две опытные машины. Опытные, а вовсе не серийные.

Отклонение от заданного курса можно было заметить еще в 2015 году. Тот же Юрий Борисов, тогда в ранге замглавы Минобороны, сообщал: ведомство Сергея Шойгу оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. «Законтрактовано» было всего 12 самолетов Т-50. С другой стороны, в прошлом году Минобороны заказало уже под сотню Су-35С и более 100 Су-30СМ.

Эксперты считают, что причиной падения интереса к Су-57 стала «межвидовая» конкуренция.

Во-первых, по своим характеристикам Су-35 почти не уступает Су-57. Во-вторых, на ныне существующих образцах новейшего Су-57 стоят устаревшие двигатели – аналогичные тем, что используются на действующих в ВВС машинах марки «Су». Модернизация этого «движка» заняла 14 лет, и только в апреле были завершены государственные стендовые испытания. В мае сообщалось: «летающая лаборатория Т-50-2» (прототип Су-57) продолжает летные испытания с двигателем второго этапа. А ведь этот двигатель, именуемый «изделием 30», как ожидалось, уже давно должен быть в деле.

Сказывается специфика, проявившаяся еще в советские времена – новейшие самолеты появляются раньше, чем разработаны и испытаны необходимые им двигатели (и это понятно, учитывая сложность изготовления этого важнейшего элемента самолета).

В-третьих, вопрос стоимости. Цена одной единицы Су-57 – около 50 млн долларов, или 3,16 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году тогдашний главком ВВС Виктор Бондарев сетовал на дороговизну Су-30, Су-35 и Су-34, поступающих в армию: «Более 1 млрд рублей каждый самолет стоит!» Напомним, что в начале 1970-х чрезмерная стоимость «похоронила» проект перспективного бомбардировщика-ракетоносца Су-100. И не его одного.

Нынешний интерес, проявленный военным ведомством к Су-35, вполне оправдан. «Истребитель зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями по дальности полета. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолет, как фронтовой бомбардировщик, даже как самолет сопровождения с хорошим радиусом действия – с теми «движками», которые на нем стоят. И я думаю, что это не последний двигатель, они и дальше будут разрабатываться в плане увеличения дальности его полета», – пояснил газете ВЗГЛЯД бывший летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов. Такому самолету «класса 4++» не хватает одного плюса до полной невидимости для радаров, отмечает эксперт.

Что же касается Су-57, то, как полагает Красноперов, это

«скажем так, более дорогая игрушка».

«То, что характеристики Су-57 очень похожи на Су-35, особенно по двигателю – понятно, но ведутся разработки нового двигателя, и он появится. Это все приходит не сразу и, естественно, требует затрат», – подчеркивает летчик. Пока же «для того, чтобы оставить обороноспособность нашей страны на необходимом уровне, надо закупать те самолеты, которые есть и которые надежны – это касается прежде всего Су-35», – подчеркивает Красноперов. Добавим, что при этом возникает вопрос – почему ставка на Су-35 не была сделана раньше?

Эксперт также напоминает, что «у американцев самолеты серии F потерпели несколько катастроф и в целом у них много отказов. То есть проект сыроват». Напомним, что истребитель F-35, новейший и крайне дорогостоящий (Lockheed Martin преподнес как достижение снижение его стоимости со 100 млн до 85 млн долларов за штуку), подвергался жесткой критике. В частности, много говорилось о его с катапультированием, которые, судя по всему, пока .

Критики высказывают мнение, что высокотехнологичные, но дорогостоящие истребители пятого поколения что отечественного, что американского производства представляют собой своего рода «тупиковую ветвь» эволюции боевых самолетов. Нельзя сказать, что Минобороны прямо подтверждает такое мнение. Но обратим внимание на упомянутое в начале высказывание депутата Гутенева. Он, кроме всего прочего, заявил, что следует начать работать над боевым самолетом следующего поколения, который стал бы переходным звеном между пилотируемой и .

И это значит, что массовый выпуск Су-57 мы не увидим, скорее всего, никогда.