Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой. "вим-авиа" назвала владельца Рашид мурсекаев родился в городе

Москва. 27 сентября. сайт - Совладелец компании "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев покинул Россию во вторник, 26 сентября, через аэропорт "Шереметьево", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

"Мурсекаев покинул страну еще во вторник, улетел из "Шереметьево", - сказал собеседник агентства. Он не уточнил, в какую именно страну отправился совладелец обанкротившейся авиакомпании.

Ранее сообщалось, что правоохранительные органы с совладельцем компании "ВИМ-Авиа" Рашидом Мурсекаевым. "С самого утра не можем связаться с Мурсекаевым, его телефоны отключены", - сказал собеседник агентства.

Другой источник не исключил, что Мурсекаев покинул Россию. "По некоторым данным, он из "Внуково" улетел в Турцию, предположительно в Стамбул".

Собственник "ВИМ-Авиа" был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика в среду утром, заявил глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме в среду.

"Вчера телеграммой собственник авиакомпании "ВИМ-Авиа" был приглашен сегодня в 8 часов на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств сегодня произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности в размере 50 млн руб. Собственник авиакомпании на совещание не явился, на телефонные звонки перестал отвечать, также перестал отвечать на звонки секретариат авиакомпании", - сказал он.

"Предполагаю, что его уже нет на территории РФ", - добавил позднее Нерадько, отвечая на вопросы депутатов.

Дело "ВИМ-Авиа"

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" в понедельник, 25 сентября, выполнение всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовала рейсов в российских и зарубежных аэропортах, затронувшая тысячи пассажиров. До конца сезона авиакомпания должна была отправить на курорты и вернуть с них от 50 до 80 тыс. клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тыс. пассажирам.

В минувший понедельник в СКР сообщили "Интерфаксу" о возбуждении по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа".

"Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту "Домодедово", не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше миллиона рублей", - рассказали в СКР.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в свою очередь назвал господдержку авиакомпании, поскольку она "практически прекратила свою работу".

Регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" другие российские авиакомпании, которым компенсируют затраты из бюджета, - это "Уральские авиалинии", i-Fly, Red Wings, Nordstar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия".

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», — говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

В ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину, который гневно отчитал Максима Соколова и Аркадия Дворковича за крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» Фото: Денис Гришкин, РИА «Новости»

ПОЧТИ УЖЕ ТАТАРСТАНСКИЙ

Владелец скандальной авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев в последний год чуть было не связал свой бизнес с Татарстаном. В феврале 2016 года он перерегистрировал авиакомпанию из Москвы в Богатые Сабы, а еще развернуть в Казани международный грузовой хаб на пути Европа — Китай. Правда, на фоне текущих событий эти планы выглядят сказочными обещаниями — по официальному сообщению СК РФ, на днях Мурсекаев с женой Светланой , спасаясь от кредиторов и 40 тыс. разъяренных пассажиров, улетели из России, предположительно, в Стамбул. И в Татарстане приходу Мурсекаева уже вряд ли рады: завтра местная транспортная прокуратура обещает на пресс-конференции рассказать о зарплатных долгах и других прегрешениях «ВИМ-Авиа». Порядка миллиарда рублей, по нашим сведениям, компания «ВИМ-Авиа» должна банку «Зенит» «Татнефти». Возвращать эти долги, по всей видимости, уже нереально — по данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком).

Вчера в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину , который собрал совещание с членами правительства и гневно министра транспорта РФ Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича за крах авиакомпании. При этом Соколов получил выговор о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал ему Путин. По некоторым сведениям, президент дал подчиненным три дня на полную нормализацию ситуации. Сегодня же, как сообщил СК РФ, были арестованы гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Светлана Петренко , им предъявят обвинение.

В татарстанский суд уже поступило заявление о банкротстве авиакомпании от Мосстройбанка, который представляет агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако позднее АСВ сообщило, что отзовет иск, «учитывая возникшую социальную напряженность».

Московский источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке не сомневается в том, что Мурсекаев мог покинуть Россию. По его словам, на рынке знают бурный и спонтанный стиль работы Рашида Мавияевича, а его личность характеризуют скорее как темную лошадку. Татарстанские же коллеги, что интересно, в целом отзываются о нем благожелательно. «Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы, — сказал нам, в частности, председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким . — Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления». «Я желаю только добра данной авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации», — говорит гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев .

«БИЗНЕС Online» попытался собрать предысторию создания рухнувшей авиакомпании и очертить путь взлета и падения опального бизнесмена.

По данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком) Фото: Александр Тарасенков, РИА «Новости»

СКУПКА ДОЛГОВ И «МОРЕ – ВОЗДУХ»

52-летний Мурсекаев — барнаульский бизнесмен как минимум с 20-летним стажем. В авиационную отрасль он пришел не сразу: как указывает отраслевой портал www.aviaport.ru , в 1990-х годах занимался финансами и лизингом. В первой половине 1990-х, по информации Forbes , вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым (он был связан с Сергеем Чемезовым ) занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. Именно так в 2000 году Мурсекаев занял пост члена совета директоров сразу на двух предприятиях — Дальневосточном морском пароходстве и Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», а год спустя стал членом совета директоров еще одного авиазавода — Улан-Удэнского.

Но к началу нулевых тандем Недорослева и Мурсекаева распался. Первый занялся станкостроением в интересах «Ростеха», а второй начал выстраивать собственный бизнес. В ходе скупки долгов Инкомбанка Мурсекаев получил пакет акций Морбанка — отраслевого банка минтранса. После этого он консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), а затем продал свой пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 миллионов.

«ВИМ-Авиа», зарегистрированная в Богатых Сабах, имеет в поселке офис — он представляет собой одноэтажное здание с красной табличкой с названием авиакомпании Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2003 году Мурсекаев решился вступить на рынок воздушных перевозок с привлечением иностранных судов. Он купил 12 подержанных Boeing у авиаперевозчика Condor немецкой компании Lufthansa, потратив на это, по оценкам экспертов, $160 млн, и начал активно заключать соглашения с туроператорами. Кстати, по сведениям Бориса Рыбака , директора консалтинговой компании «Инфомост», в финансировании этой сделки помогал татарстанский банк «Зенит». Бизнесмен стартовал весьма амбициозно: уже через два года, в первом полугодии 2005 года, «ВИМ-Авиа» перевезла 680 тыс. человек и заняла 6-е место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь крупнякам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйра». Ежегодную выручку компании за это время аналитики оценивали более чем в $60 миллионов.

Здание «ВИМ-Авиа» находится на территории ОАО «Сабинское МПП ЖКХ» и огорожено зеленым забором, на котором висит амбарный замок Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно название «ВИМ-Авиа» — аббревиатура от имени первоначального создателя авиакомпании, Виктор Иванович Меркулов, у которого Мурсекаев впоследствии выкупил бизнес. Виктор Меркулов — бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр», вместе с ним в 2000 году Мурсекаев провернул весьма удачную сделку с покупкой и перепродажей грузового самолета «Руслан» обанкротившейся авиакомпании, после которой (а бои с конкурентами за самолет шли аж два года) его зауважало бизнес-сообщество.

ДЕМПИНГ, ПРОРЫВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОЛГИ

Кстати, с самого старта проекта «ВИМ-Авиа» проявился бизнес-стиль Мурсекаева — молниеносные, зачастую спонтанные решения, «рывковый» захват рынка. В 2005 году, заходя на рынок чартеров, «ВИМ-Авиа» активно демпинговала, привлекая клиентуру, и «сорвалась» — задержала более половины своих рейсов. Причем туроператоров извещала об этом всего за два-три дня, приводя партнеров в искреннее возмущение. Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, авиакомпания вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето. После этого полеты стабилизировались. Но закупленные самолеты нужно было окупать — Мурсекаев открыл внутренние регулярные рейсы. Чтобы летать из Москвы в Читу без препятствий, бизнесмен купил аэропорт Читы, потратив на это несколько миллионов долларов.

После этого с десяток лет компания оставалась заметным игроком рынка, лишь периодически получая нагоняи от регуляторов. Так, в 2007 году руководитель Росавиации Евгений Бачурин называл «ВИМ-Авиа» одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов, после чего перевозчик существенно нарастил долю регулярных рейсов в России и сгладил полетную программу. В 2011 году «ВИМ-Авиа» получила подтверждение международной IATA о включении в регистр операторов IOSA, признающее безопасность предоставляемых авиакомпанией услуг на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Тогда же «ВИМ-Авиа» и лично Мурсекаев учредили авиакомпанию «Башкортостан», в 2015 году она была продана бизнесмену Сергею Галану .

Следующий скандал вокруг бизнеса Мурсекаева разгорелся в 2014–2015 годах, когда всплыли миллиардные долги «ВИМ-Авиа» перед банками. В конце 2014 года ВТБ выиграл в суде взыскание с перевозчика $2,8 млн и впоследствии пытался инициировать банкротство, однако два раза банкротное дело было прекращено. В 2015 году обанкротить авиакомпанию решил и Сбербанк, чтобы вернуть долг в 4,3 млрд рублей, но дело также прекратили.

В 2016 году «ВИМ-Авиа» снова стала задерживать и внутрироссийские, и международные полеты, она была вызвана на ковер в Росавиацию — на компанию подали 100 исков в прокуратуру. Для нормализации ситуации авиакомпания начала пополнять воздушный парк дальнемагистральными самолетами. И вот теперь, год спустя, у «ВИМ-Авиа» — 40 тыс. «брошенных» в аэропортах мира пассажиров и 7 млрд рублей долгов.

« ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И УДАЧЛИВОГО БИЗНЕСМЕНА»

О личности Мурсекаева и его бизнесе порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Рыбак — директор консалтинговой компании «Инфомост»:

— Я не очень хорошо знаю Мурсекаева, но он всегда производил впечатление приличного человека и удачливого бизнесмена. Несмотря на то что родился не в Татарстане, будучи татарином, он имел определенные связи в республике. У него там были не только авиационные проекты. Еще первую сделку с покупкой 12 Boeing, с чего и началась история «ВИМ-Авиа», Мурсекаеву помог профинансировать банк «Зенит». Я не удивлюсь, если у владельца компании в Татарстане еще и родственники живут. То, что начались задержания сотрудников перевозчика, на мой взгляд, говорит о том, что Мурсекаев и в самом деле уехал из страны, хотя погранслужба этого факта до сих пор не подтвердила. Что касается судьбы этой до сих пор успешной компании, то все зависит от правительства. Если оно поддержит перевозчика и даст госгарантии, то перекрутятся, так как своих собственных оборотных средств у «ВИМ-Авиа» нет. Но, судя по накалу страстей, я не вижу, что их пытаются спасти. Все может закончиться тем, что этот перевозчик уйдет с рынка вслед за «Трансаэро».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Рашид Мурсекаев — это крупный авиационный менеджер. И в авиации, так или иначе, мы всех друг друга знаем. Я с ним познакомился в 2003 году. Понятно, что по роду своей работы я очень часто с ним встречался. Мы взаимодействовали, я в свое время даже давал ему в аренду самолеты. Мы вели неплохие партнерские отношения. Я ничего плохого о нем сказать не могу. Во всяком случае, в отношениях со мной всегда все было порядочно, особых проблем не возникало. Да, были рабочие моменты, но они решались. Он нестандартный авиационный менеджер, потому что принимал нестандартные решения. Так, в частности, в 2004 году он ввез 12 самолетов Boeing-757, поставив их на российскую регистрацию и заплатив таможенную пошлину. Никто до этого так не делал. Все остальные пользовались разными схемами, чтобы уйти от платежей. Это он сделал первым. Для всех остальных это был непонятный и рискованный шаг. Но, в принципе, он оказался правым. О том, что авиакомпания пришла в Татарстан, я узнал только из СМИ.

Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления — не рассчитал свои силы. Я в последний раз с ним общался где-то полгода назад — до того, как начались проблемы у авиакомпании. У него были вопросы по интерьерам. Мы обсуждали, как мы можем им помочь по интерьерным делам. Но потом как-то уже и больше не встретились. Никакого мошенничества, на мой взгляд, здесь нет. Это просто ошибка управления. Ну «Трансаэро» попало в связи со скачком курса доллара, у «ЮТэйр» было сложное финансовое положение. Это бизнес, это всегда риск. Он просто не оценил риски.

Андрей Крамаренко — научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок:

— Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена. У компании была большая дебиторская задолженность. Но это только один из факторов возникшей проблемы. Основная причина банкротства — превышение расходов над доходами. Это говорит о том, что у авиаперевозчика был не самый лучший менеджмент. Да и особенности российского рынка также способствуют банкротству авиакомпаний. Хотя в свое время у «Трансаэро» были куда более худшие показатели. Однако компания на протяжении длительного времени осуществляла деятельность, так как у Плешаковых были влиятельные покровители. Мурсекаев этим похвастаться не может. В Татарстане у него тоже, судя по всему, сегодня нет серьезных связей и тесных дружеских отношений, в противном случае банк «Зенит» дал бы ему кредит. Что касается задержаний представителей руководства компании, то, на мой взгляд, следственный комитет просто решил подзаработать очков на скандальной истории, в которую вмешался даже президент. Не думаю, что дело закончится реальными посадками. Но менеджменту все же придется отдуваться за руководителя компании, который (пока идет процесс банкротства) быстро сделал ноги, так как замаячила реальная перспектива провести несколько месяцев в СИЗО.

Самый молодой, а с недавних пор и самый крупный чартерный авиаперевозчик страны "ВИМ-Авиа", стоимость которого эксперты оценивают в $60 млн, официально раскрыл своего владельца. Если верить материалам компании, она на 100% принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву.

До последнего момента ООО "ВИМ-Авиа" держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но теперь она стала общедоступной. О том, что Мурсекаев является собственником "ВИМ-Авиа", компания сообщила в инвестмеморандуме. подготовленном для вексельного займа объемом 500 млн руб. (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Заем организуют группа компаний "Регион" и Импэксбанк. Сотрудник одной из этих компаний, участвовавший в написании меморандума, уточняет, что Мурсекаев контролирует все 100% капитала "ВИМ-Авиа". Рынок догадывался, что предприниматель контролирует компанию, замечает источник из окружения Мурсекаева. Но многие полагали, что хотя бы небольшой пакет остался у основателя "ВИМ-Авиа" - Виктора Меркулова, добавляет он.

В транспорте Мурсекаев не новичок, хотя авиацией занялся только в 2003 г., когда появилась "ВИМ-Авиа". А начинал свою карьеру Мурсекаев в торговле вместе с земляком из Барнаула, основателем "Каскола" Сергеем Недорослевым. Сначала партнеры занимались поставками китайского ширпотреба - в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Потом скупали акции режимных и авиационных предприятий. В 1997 г. разошлись, и Мурсекаев занялся бизнесом самостоятельно. Из самых известных его сделок за этот период перепродажа 68% акций Дальневосточного пароходства экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.

Меркулов был основателем "ВИМ-Авиа"". Авиаторы шутят, что ВИМ расшифровывается как "Виктор Иванович Меркулов". Изначально парк компании состоял из четырех Ил-62 и четырех Ан-12. Затем Мурсекаев выкупил контрольный пакет перевозчика и организовал лизинг 12 подержанных Boeing 757, за счет которых "ВИМ-Авиа" и достигла сегодняшних высот. Продавцом выступила немецкая Condor Flugdienst - чартерная "дочка" Lufthansa. Собственниками лайнеров, как следует из меморандума, пока остаются кредиторы "ВИМ-Авиа" - "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Сроки соглашений с ними - 3-6 лет.

С Мурсекаевым и Меркуловым вчера связаться не удалось.

Мурсекаев приобрел неплохой бизнес. Как следует из меморандума "ВИМ-Авиа", выручка компании за 10 месяцев этого года составила 4,5 млрд руб. При том что за весь прошлый год тот же показатель равнялся 822 млн руб. Продвинуться компании помимо прочего помогли и ее недавние покупки других перевозчиков - "Чита-авиа", "Аэробратска" и "Русского неба", отмечается в документе. К октябрю "ВИМ-Авиа" переместилась с 42-го на 6-е место по пассажирообороту обойдя "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", вплотную приблизившись к "Трансаэро". А по итогам года оборот компании должен составить 6 млрд руб., или $210 млн, заключается в меморандуме. Правда, доходность "ВИМ-Авиа" не высока. За 10 месяцев ее чистая прибыль составила всего 2,6 млн руб., а рентабельность продаж - 0,19%, указывается в документе.

"Компания быстро влетела на рынок и за небольшой срок сумела стать шестой по объемам перевозок", - отмечает аналитик группы "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. По его мнению, сегодня стоимость всей компании может доходить до 30% ее годовой выручки, т. е. около $63 млн.

Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах по всему миру. Сбежавшие за границу владельцы «ВИМ-АВИА». Долги на сотни миллионов рублей за обслуживание перед аэропортами на территории России. Таков промежуточный итог краха одной из ведущих авиакомпаний страны. Что привело к масштабной финансовой катастрофе авиакомпании, входящей в десятку российских перевозчиков? FLB попыталась ответить на этот вопрос и решила проанализировать информационную базу данных «Контур. Фокус». Ресурс специально разработанный для специалистов по экономической безопасности, бухгалтеров и руководителей крупных компаний.

Что известно о «ВИМ-Авиа»?

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» образована более 14 лет назад, 15 октября 2002 года. Зарегистрирована компания в Татарстане, в Сабинском районе республики, посёлке городского типа Богатые Сабы.
Учредителей всего два. Это Мурсекаева Светлана Анатольевна и Мурсекаев Рашид Мавияевич. Как не сложно догадаться – муж и жена. При этом у жены доля в предприятии составила 99%, а у мужа всего 1%. Но главным в этом семейном бизнесе всё же был Рашид Мурсекаев.

«Не имеющий прямого отношения к авиаиндустрии, Мурсекаев закупил в 2003 году 12 подержанных «Боингов» и заключив соглашения с туристическими фирмами, принялся теснить других перевозчиков на рынке», писал о новом авиационном игроке в 2005 году журнал «Форбс». За полтора года «ВИМ-Авиа» превратилась в крупнейшего чартерного оператора, чьими услугами пользовался каждый пятый российский турист.

Но откуда взялись деньги на самолёты? Первые крупные деньги бизнесмен из Татарстана заработал в первой половине 1990-х годов. Вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым Мурсекаев занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счёт долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. В 1997 году «Белуха» распалась, а предприниматель продолжил работать с долгами. «Форбс» писал, что в ходе скупки долгов «Инкомбанка» Мурсекаеву достался пакет акций «Морбанка» - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил этот банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из крупнейших в стране. В 2002 году он продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за 60 млн. долларов. Ещё более 20 миллионов долларов Мурсекаев выручил от продажи грузового самолёта «Руслан», который достался ему от разорившийся авиакомпании «Аякс» в 2000-м.

«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - рассказывал журналистам в уже далёком 2005 году один из его деловых партнёров.

Что стало известно FLB?

Согласно информации, представленной «Контр. Фокус», авиакомпания имеет 4 филиала – в аэропорту «Домодедово», в столице Алтайского края Барнауле, в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты) и в Ташкенте. Уставный капитал перевозчика - 50 тысяч рублей, а выручка за 2016 год составила 17,2 миллиарда.

Генеральным директором «ВИМ-АВИА» на сегодняшний день является Кочнев Александр Яковлевич. Напомним, что он был задержан и допрошен следователями СК.

Не проходит авиакомпания и по критериям фирм-однодневок. Таких явлений, как массовый юридический адрес, массовые руководители или учредители, дисквалифицированные лица, задолженность по налогам, недостоверность регистрационных сведений и убыточная деятельность на протяжении 3-х лет у «ВИМ-АВИА» не наблюдается.

При этом за последние 12 месяцев найдены признаки активности по передаче собственности компании в залог. С чем это связано могут сказать только генеральный директор, главный бухгалтер и акционеры авиакомпании. Мы же лишь приведём несколько самых ярких примеров такой активности за последнее время.

Залоги

Так, например, авиакомпания в последние месяцы активно закладывала в банках своё имущество. 11 июля 2017 года в «Абсолют Банк» заложили два авиационных двигателя Rolls-Royce типа Trent 884-17 с серийными номерами 51293 и 51352.
Самолётные двигатели активно закладывались и в июне этого года. 6 старых авиационных двигателя были заложены некоему ООО «АМИ-М» 19 июня.
Ещё 4 двигателя принял в залог Банк Зенит 12 апреля 2017 года.

Госзакупки

На протяжении своей истории «ВИМ-Авиа» активно участвовала в государственных закупках. Но сказать, что успешно, наверное нельзя. Из 70 заявок на общую сумму в 4,1 миллиардов рублей, авиакомпании Мурсекаева удалось выиграть всего 10.
Самые крупные контракты на воинские воздушные перевозки были заключены с Министерством обороны в конце 2016 года и июне 2017-го, на 135 и 130 миллионов соответственно. Статус июньского контракта теперь остаётся под вопросом. Срок его исполнения заканчивается в декабре этого года.

Нарушения

Всего авиакомпанию проверяли различные ведомства 9 раз. Последняя внеплановая, документарная проверка проводилась в августе этого года Управлением государственного авиационного надзора по Приволжскому федеральному округу. Выявлено одно нарушение воздушного законодательства. Срок исправления до 19 сентября 2017 года. Под графой статуса нарушения подпись «Исполнено».

Удивительно, но согласно отчётам за 2016 год финансы «ВИМ-Авиа» вовсе не пели романсы. Баланс составил 10,5 миллиардов рублей и вырос на 21%. Выручка – 17,2 миллиарда, что 38% выше предыдущего года. Чистая прибыль – 89,1 миллион рублей. Что же случилось с довольно успешным авиационным предприятием, что оно практически в одночасье приказывает долго жить?

Трудности у Мурсекаева и его «ВИМ-АВИА» уже были. «Форбс» пишет, что «в 2005 году, несмотря на тщательную подготовку, из 48 рейсов, запланированных на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по тринадцати из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. Оказалось, что сразу несколько «Боингов» вышли из строя, а резервных самолётов у «ВИМа» не было. Хотя поломки были незначительными, на их устранение ушло время, и это привело к срыву всего графика чартеров».

Компания отказалась от части рейсов. С урезанным графиком компания начала работать без сбоев. Но тут же встал другой вопрос - как при сократившейся программе полётов окупить дорогие импортные лайнеры? Тогда«ВИМ-Авиа» открыла регулярные рейсы внутри страны, пустив самолёты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. И здесь следует упомянуть оригинальный шаг Мурсекаева, который очень ярко его характеризует как предпринимателя. Чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (как отмечают эксперты, расстояние 6000 км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он купил аэропорт Читы, потратив несколько миллионов долларов.

Удастся ли и в этот раз Мурсекаеву придумать ещё один оригинальный ход, чтобы выйти из сложившейся патовой ситуации? Ситуация осложняется и тем, что внимание на его авиакомпанию обратил Владимир Путин. «Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера - вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? - раскритиковал он Дворковича и перешёл к Соколову. - И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом. По усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными», обратился в среду президент России к министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Совладельца авиакомпании «ВИМ‐Авиа» Рашида Мурсекаева заподозрили в бегстве из России во время скандала и фактического разорения перевозчика. Предприниматель не явился на специальное совещание по поводу финансового состояния «ВИМ‐Авиа», а затем перестал отвечать на телефонные звонки. Что известно об исчезновении Мурсекаева, чем грозит ситуация руководству «ВИМ‐Авиа» и как предприниматель основал когда‐то одну из лучших авиакомпаний в России ‐ в материале «360».

Где Мурсекаев?

Первым о возможном побеге Рашида Мурсекаева из России сообщил «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник. Собеседник агентства заявил, что предприниматель покинул страну во вторник, вылетев из столичного аэропорта Шереметьево. Другой источник издания уточнил, что Рашид Мурсекаев предположительно улетел в турецкий Стамбул.

Неназванный собеседник РБК добавил, что вместе с предпринимателем Россию покинула его жена Светлана, которая также является совладельцем авиакомпании «ВИМ-Авиа» .

Глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Государственной думе, не исключил возможности отъезда Мурсекаева из страны. Он рассказал депутатам, что совладелец «ВИМ-Авиа» не пришел на специальное совещание по поводу его обязательства оплатить расходы перевозчика в размере 50 миллионов рублей. Мурсекаев не стал перечислять деньги, а затем перестал отвечать на телефонные звонки. В секретариате «ВИМ-Авиа» тоже не стали поднимать трубку.

По данным главы Росавиации, ранее Мурсекаев говорил о готовности «за рубль продать свой бизнес и расстаться». Якобы бизнесмену надоела авиация и он распрощается с делом без сожалений.

«Предполагаю, что его уже нет на территории РФ», - подытожил Нерадько.

Что грозит руководству «ВИМ-Авиа» ?

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Российской правовой академии Минюста Андрей Некрасов по просьбе сайта «360» объяснил, чем грозит самому Рашиду Мурсекаеву и руководству компании «ВИМ-Авиа» сложившаяся ситуация и возбуждение уголовного дела. По словам эксперта, совладельца авиакомпании могут экстрадировать из Турции, только если именно его будут подозревать в мошенничестве. Следствие утверждает, что руководство «ВИМ-Авиа» продавало билеты на рейсы, заведомо зная, что не сможет их осуществить. Сотрудники компании знали: денег не хватит на оплату услуг аэропортов и топлива, рейсы будут задержаны, а многие так и не вылетят. Именно это правоохранители квалифицируют как мошенничество.

Будет ли нести персональную ответственность совладелец компании - вопрос открытый. Мурсекаев мог не делать ничего лично, ведь у него есть топ-менеджмент, и именно его представители продавали злополучные билеты. Следователям придется доказать, что предприниматель имел к этому какое-либо отношение. Тот факт, что Мурсекаева можно назвать самым богатым человеком в компании, еще не говорит о будущем предъявлении обвинения. Пока правоохранителям достаточно сложно в чем-либо его ограничить. Пока имя Мурсекаева не фигурирует в уголовном деле, он может летать куда угодно.

Арестовывать предпринимателя в ближайшее время вряд ли станут. Для этого у Мурсекаева должен появиться официальный статус подозреваемого или обвиняемого. Такие вещи редко происходят быстро.

Это достаточно серьезные процессуальные вещи. Это можно делать быстро, но я не думаю, что в таком серьезном и крупном вопросе будет именно так. Семь миллиардов рублей [долга] - это очень большие деньги. Надо понимать, что особо крупный размер, согласно Уголовному кодексу, - это один-полтора миллиона рублей, а это астрономическая сумма. Я не думаю, что так быстро все закрутится и этот человек получит некий статус по только что возбужденному уголовному делу. Если это произойдет, то следствие может выступить с ходатайством об аресте его активов. Это, естественно, возможно. Но это не делается по щелчку пальцев

Андрей Некрасов.

По данным Росавиации, основным кредитором «ВИМ-Авиа» является банк «Зенит». По словам эксперта, сотрудники кредитной организации попытаются любым способом вернуть деньги, выделенные перевозчику. Основное имущество авиакомпаний - самолеты, которые могут быть арендованными или купленными. Если «ВИМ-Авиа» пользуются ими на правах аренды, то кредиторам рассчитывать не на что. В противном случае «Зенит» может подать заявление о признании авиакомпании банкротом. Тогда в «ВИМ-Авиа» появится внешнее управление, которое попробует «выжать» максимум из перевозчика, находящегося на грани разорения.

Это может делать основной кредитор или пулл кредиторов, то есть те, кто хочет назад свои деньги. Если счета пустые, надо срочно искать имущество и блокировать управление этой компании, вводить профессиональное управление, чтобы это имущество «не улетело», если что-то еще осталось. Это достаточно серьезная, агрессивная работа

Андрей Некрасов.

Как Мурсекаев основал компанию?

В далеком 2002 году Рашид Мурсекаев, имеющий опыт работы в международных поставках и покупки акций авиационных и оборонных заводов, решил основать собственную компанию. Тогда экс-заместитель гендиректора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр» Виктор Меркулов, ранее сотрудничавший с Мурсекаевым, зарегистрировал компанию «ВИМ-Авиа» (Виктор Иванович Меркулов), которая должна была заняться чартерными рейсами. Проект заинтересовал Рашида Мурсекаева, и в скором времени он выкупил у Меркулова 75% фирмы.

После этого Мурсекаев приобрел 12 подержанных лайнеров Boeing за 160 миллионов рублей, заключил ряд соглашений с туроператорами и начал вытеснять с рынка других авиаперевозчиков. Через полтора года «ВИМ-Авиа» стала крупнейшим чартерным оператором в России. В то время услугами компании пользовались 20% российских туристов, летающих за рубеж.

Только за первую половину 2005 году «ВИМ-Авиа» заняла шестое место по объему перевозок в стране с показателем 680 тысяч человек. За шесть месяцев компания заработала 60 миллионов долларов.

За следующие 12 лет «ВИМ-Авиа» переживала взлеты и падения, однако никогда не оказывалась в ситуации, схожей с нынешней. Чем именно закончится истории когда-то одной из лучших авиакомпаний России, покажет время.